Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 11.05.2024, 05:32

Мисхорская гавань

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 250
Важно для развития Крыма (курорта)
Всего ответов: 88
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 6 » Перечень и исторические сведения о памятниках архитектуры местного и национального значения (дворцы и имения XIX-XX веков), в Крыму, ФО РФ
17:24
Перечень и исторические сведения о памятниках архитектуры местного и национального значения (дворцы и имения XIX-XX веков), в Крыму, ФО РФ

г. Ялта и Ялтинский регион

Юсуповский дворцово-парковый усадебный комплексначало XX в.   п. Кореиз

Постановление Совета министров АР Крым от 20.01.1998 №15;

Решение Крымского облисполкома от 20.02.1990 №48

      Современный облик принял после перестройки «Розового дома» по проекту известного ялтинского архитектора Н. П. Краснова. В 1909 году дворец приобретает черты неороманского стиля с элементами характерными для эпохи Возрождения. Входы в здание, лестницы и арки украшены скульптурами мраморных и терракотовых львов, а также персонажей из древнегреческой мифологии, привезенных из Венеции.    

     Дворцовый парк, площадью 16,5 га, был создан одним из самых известных садовников Карлом Кебахом. В нем насчитывается более 200 видов декоративных деревьев и кустарников, а также устроена череда миниатюрных бассейнов. Строительство дворца велось одной из богатейших династий России – князьями Юсуповыми. Осенью 1912 года здесь даже состоялась помолвка Феликса-младшего с великой княжной Ириной Александровной, племянницей царя Николая II. Во время событий 1917 года здание Юсуповского дворца практически не пострадало, а потому он, после национализации, перешел в ведение Всесоюзной чрезвычайной комиссии и принимал в 1925–1926 годах Ф.Э.Дзержинского.

      Вторая мировая война не принесла разрушений дворцу и на время Ялтинской конференции он стал резиденцией И. В. Сталина, а также принимал предварительное совещание министров иностранных дел и торжественный обед в честь президента США Ф.Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля. С тех пор сохранились некоторые элементы убранства комнат, «сталинский» бильярд, письменный стол Верховного Главнокомандующего, покрытый зеленым сукном.

     После войны дворец превратился в дачу Центрального Комитета КПСС и стал заповедной, охраняемой территорией. С 21 марта 2002 года Юсуповский дворцово-парковый усадебный комплекс перешел к службе безопасности Украины. Позже,  Юсуповский дворец являлся государственной резиденцией и находился на балансе Государственного управления делами.

          Комплекс сооружений дворца князя Голицына, 1831-1836 гг. 

п. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52

Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442,  учетный №1217-Н

      «Ясная Поляна». Обычно с этим названием ассоциируется известное родовое имение Л.Н. Толстого под Тулой. И не все знают, что такое же название носит ещё одно мест, но уже в Крыму - санаторий в Гаспре. Особенно манящим Южное побережье Крыма сделалось в прошлом столетии. Именно сюда, на юг, устремляются все: от придворной знати и высших царских чиновников до помещиков и капиталистов. В течении каких-нибудь двух десятков лет на Южном берегу появилось не мало великолепных дворцов. И Южный берег стремительно превращается в аристократический курорт, в его застройке принимают участие известные архитекторы и инженеры. Для украшения дворцов ввозятся картины и скульптуры из Петербурга и Москвы, Парижа и Рима. Гаспра становится собственностью одного из крупнейших богачей России- князя Голицына друга Александра I, министра народного просвещения. Пребывание на Южном берегу членов царской фамилии ставило его в административном отношении в особое положение. Особняк со стрельчатыми окнами и двумя восьмигранными башнями по бокам сохранился до наших дней - сейчас во дворце размещается один из корпусов санатория «Ясная Поляна».

      Гаспринский замок из серого камня с красивыми зубчатыми башнями, увитыми вечнозелёным плющом был возведён по проекту архитектора Ф.Эльсона (первоначальный проект принадлежал французу О.Монферрану) и, по заключению специалистов это была самая первая и крупная помещичья усадьба ,1829 года, среди кореизских скал, она являлась наиболее солидным и стройным созданием крымской усадебной «готики». Гаспринский замок строили для крупнейшего магната России князя А.Н. Голицына.,. это была, так называемая ,«романтическая Александрия» князя А.Н.Голицына в Гаспре. Постройкой дома руководил англичанин В.Гунт, принимавший участие в строительстве Воронцовского дворца. К осени 1833 года Дворец для князя Голицына (корпус № 1) был закончен только вчерне. Устройство имения довершила разбивка парка, начатая в 1835 году и продолжавшаяся до 40-х годов. Позднее имение принадлежало графине Паниной. Это был богатый, хорошо отделанный и оборудованный дом, один из тех палаццо, который считает долгом иметь всякий богатый европеец на берегу Средиземного моря или ином курорте. В первые годы Советской власти во дворце был устроен санаторий для учёных. Торжественное открытие здравницы, которая стала носить диковинное имя ЦКУБУ- санаторий Центральной комиссии по улучшению быта ученых «Гаспра» на 60 мест, состоялось 17 июня 1922 года, а название «Ясная Поляна» ему присвоено в 1947 году. Сначала это было небольшое курортное учреждение на 60 коек. Постепенно расширяясь, оно превратилось в здравницу на 900 человек. Сейчас это санаторий матери и ребенка на 900 человек. Четырехэтажный корпус на 180 мест, воздвигнутый у замка, вошел в строй в 1960 году, 1967 году было закончено сооружение клуба-столовой, в 1976-1978 годах - спальных корпусов на 360 и 196 мест. Подвесная канатная дорога связала здравницу с пляжем. В недалеком будущем появится новый лечебный корпус с плавательным бассейном. Достопримечательность санатория – постоянная выставка документов и фотографий, отражающих жизнь и литературную деятельность Льва Николаевича Толстого в годы его пребывания в Крыму. Эта выставка открыта в гостиной старого особняка. У дверей старинной постройки прикреплена мемориальная доска «В этом доме с 8.IV.1901г. по 25.VI. 1902г. жил Лев Николаевич Толстой. Здесь у него бывали А.П.Чехов и А.М.Горький». Здесь же экспонируется овальный стол, за которым работал писатель. Стол был найден на чердаке и реставрирован, починены старинные часы. В комнате, где жил Толстой теперь учебный класс, а на толстовской веранде воздухолечебница для малышей. В 1971 году во дворце установлен бюст писателя работы ялтинского скульптора Д.М.Журавлева. В «Ясную Поляну» (тогда принадлежавшую графине С.Паниной) великий русский писатель Л. Н. Толстой приехал в 1901 г. после тяжелой болезни. В Крыму он встречался не только с А. П. Чеховым и А. М. Горьким, но и с Ф. И. Шаляпиным и со многими другими известными людьми  Памятным для «Ясной Поляны» было пребывание в ней видных деятелей отечественной науки Кржижановского, Капицы, Иоффе, Ферсмана. По свидетельству жены Ферсмана ,муж совершал в 1935 году отсюда геологические экскурсии в Гурзуф, на Аю-Даг. Дважды в «Ясной Поляне», в 1923 и 1929 годах отдыхал Белорусский поэт Янка Купала. Здесь он написал ряд стихотворений, вошедших в цикл «Крым».

      Разнообразен растительный мир обширного санаторного парка: раскидистые пинии, остроконечные кипарисы, кряжистые каменные дубы и стройные ливанские кедры, сосны и приземистые тисы. Густо разрослась магнолиевая роща. У входа простерли свои могучие ветви два огромных платана. Чуть ниже дворца искусственный пруд и декоративный грот. В той части парка, которая несколько ближе к Ай - Тодорскому мысу, - скульптура В.И.Ленина. Словно часовые стоят по бокам секвойя и тис. Тут же бассейн-аквариум, неподалеку от него сохранилось таврское погребальное сооружение - «Каменный ящик». Вокруг бассейна цветник, за ним - видовая площадка, огражденная невысоким каменным парапетом.

Дворец «Ласточкино гнездо», 1912 г. (1912-1917 гг.)

п. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 9 

Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442, учетный №1218-Н

 

     Памятник архитектуры и истории, расположен на отвесной 38-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра  Ялтинского горсовета.

    Строение напоминает средневековый рыцарский замок вроде Белемской башни или виллы Мирамаре близ Триеста. Ласточкино гнездо стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.

    Первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877–1878. Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая в скором времени продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо».

   Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю. Он занимался бакинской нефтью, а отдыхать ему нравилось в Крыму. Он приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду. Уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад, который в результате землетрясения обрушился в море.

   В начале Первой мировой войны имение купил московский купец П. Шелапутин, который открыл в замке ресторан. В скором времени купец умер и ресторан закрылся.

   В 1930-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха, но в скором времени помещение признали аварийным и закрыли. После реконструкции строение вновь открылось для посещения.

   В 1927 году Ласточкино гнездо пострадало во время сильного землетрясения. Глубокая косая трещина прошла от ее верхней площадки к середине, так что замок мог в любой момент обрушиться. Часть опорной скалы обрушилась в море, и обзорная площадка угрожающе нависла над пропастью. Само здание почти не пострадало, если не считать сорванных шпилей и оторванной части скалы под нижним балконом.

Только в 1967–1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г.Татиев. Восстановительные работы, которые начались в 1968 году, были направлены на укрепление фундамента, частичное видоизменение фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации ялтинский конструктор В.Н.Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведённую под центральный объем. Таким образом, была надёжно закреплена крайняя часть дома, которая осталась висеть над обрушенной скалой. Кроме монолитной плиты, всё сооружение обнесли антисейсмическими поясами. Увеличенная в высоту башня приобрела большую декоративность благодаря четырём шпилям.

   В 1987 году на территории Ласточкиного гнезда проводились съёмки известного советского триллера Станислава Говорухина по мотивам романа английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят».

  Ласточкино гнездо запечатлено в детском фильме «Мио, мой Мио» (режиссёр Владимир Грамматиков, СССР/Швеция/Норвегия, 1987г.) как замок короля.

Дворцовый комплекс «Дюльбер», 1895-1897гг.

п. Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, 1

Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442,  учетный №1220-Н

    Начало строительства дворцового ансамбля Дюльбера (в переводе с арабского – прекрасный, восхитительный), относится до 1895 г., когда В. кн. Петр Николаевич принял решение о возведении дворца в восточном стиле, а так же, комплекса служебных зданий и парка в крымском имении, в Мисхоре. Вести все работы было поручено уже известному к тому времени ялтинскому городскому архитектору Н.П. Краснову (1864 – 1939). Возведенный в 1895 – 1897 г., на очень сложном для большого строительства земельном участке, дворцовый ансамбль Дюльбера, по мнению исследователей, стал значительной удачей в творческой биографии архитектора. Академик Н.П.Кондаков в статье, посвященной Дюльберу, дал высокую оценку работе Краснова, охарактеризовав дворец как «здание столь же удачное, сколь и необычное, в высшей степени истинно изящное и целесообразное». Эта композиция, описываемая дальше в статье Кондакова, состояла из простейших компонентов, взятых в определенной пропорции – гипса, вазелина и красителей. Отливки из этой смеси, покрытые спиртовым лаком, приобретали вид драгоценного восточного фаянса. В этом проявилась замечательная способность Краснова применять новые материалы, которые заменяют использовавшиеся ранее дорогие. Рассматривая стилевые особенности дворца, академик делает замечание: «Трудно было определить, в каком собственно стиле это сооружение построено, т. к. его главные части отвечают своими этажами обычным европейским нуждам – в его комнатах, жилых помещениях полно всякого европейского комфорта. Но так как главные декоративные части: входы, террасы, плоские крыши, покрытия куполов, боковая башня, форма двери и окон и вообще всякая орнаментальная часть дворца напоминает сарацинские здания Египта и Сирии, то можно было бы без особой погрешности назвать дворец «арабским» или, вернее, сарацинским». В этом высказывании Кондакова нашли свое отражение поиски новых подходов к архитектуре лучших мастеров зодчества последней четверти XIX столетия.

    К сожалению, во время Великой Отечественной войны дворец Дюльбер был серьезно разрушен пожаром. Восстановительные работы проводились в 1946 – 1959 г. Однако, из-за утери технологий, а именно рецепта состава, реставраторы не смогли воспроизвести уникальные отливки. Не совсем точно были воспроизведены орнаменты и украшения, что исказило первоначальный замысел архитектора. Но замечательный парк Дюльбера, взлелеянный многими поколениями садовников, продолжает восхищать и дарить непередаваемую радость всем тем, кто приходит сюда.  В семье В. кн. Петра Николаевича и Милицы Николаевны было трое детей. Каменная ниша фонтана в дворцовом парке сохраняет наполовину стертый медальон с исторической надписью: «1897, октябрь. Великий князь Петр Николаевич, Великая княгиня Милица Николаевна и их дети – Княжны Императорской крови Марина Петровна, Надежда Петровна, князь Императорской крови Роман Петрович присутствовали при освящении дворца Дюльбер». Над парадным входом в здание дворца сохраняется арабская вязь – строка  из Корана: «Да благословит Аллах входящего». Надпись эта стала в некотором смысле пророческой для Романовых. Безусловно, ни хозяева и ни творцы дворца, не могли и предположить, что через 20 лет после своего освящения он будет превращен в укрепленную крепость с установленными на крыше пулеметными гнездами и охраной из вооруженных до зубов матросов Севастопольского военного гарнизона. Именно здесь, «до особого распоряжения Советского правительства», содержались Великие князья Александр Михайлович, Петр Николаевич и Николай Николаевич с семьями, а так же мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Федоровна, которые находились в Крыму с начала гражданской войны (1918). Власть в Крыму менялось огромное количество раз. И только могущественные стены Дюльбера, самоотверженность моряков Черноморского флота, которые охраняли пленных, и благоприятные стечения обстоятельств, спасли в эти тревожные годы так называемую "крымскую группу" Романовых от страшной расправы. Пленники стали заложниками в политической игре, которую вела Советская власть с германской дипломатией при заключении Брест-Литовского мира. Только стремительное продвижение немецких войск и оккупация Крыма спасли царскую фамилию в 1918 г. от неминуемой расправы. Но под угрозой занятия Крыма наступающими частями Красной армии, 1 апреля 1919 года, они все же были вынуждены подняться на борт британского крейсера «Мальборо» и навсегда оставить Родину. Сразу после окончания гражданской войны в 1920 году советская власть издала декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». В 1923 году была завершена национализация дворцов и инвентаризация жилого фонда Южного берега. Для массового приема отдыхающих требовалась реконструкция дворцов и вилл, восстановление разрушенного войнами транспортного хозяйства и сети дорог. На эти цели государством выделялись значительные средства. Курорты стали постепенно оживать.

   В 1921 году в Ялте и ее окрестностях уже действовало 18 здравниц на 2400 мест. Одним из первых в Мисхоре принял отдыхающий Санаторий «Дюльбер». Это была одна из первых советских здравниц, рассчитанная на 35 мест. В то время она принимала для оздоровления политработников и бывших политкаторжан. В числе отдыхающих здесь побывали политэмигранты, испанские дети, челюскинцы, «а также рабочие других стран, которые направлялись Международным советом профсоюзов», то есть политическая элита того времени. В 30-е годы «Дюльбер» переименовывают в Пансионат «Красное знамя». В 1938 году по проекту репрессированного архитектора Бориса Ивановича Белозерского, под руководством архитектора В. Соляника в том же мавританском стиле, что и Дюльбер, был построен второй спальный корпус здравницы, над входом, в который появилась надпись из сталинской Конституции 1936 года – «Граждане СССР имеют право на отдых», стилизованная под арабскую вязь.

Комплекс сооружений Воронцовского дворца1824-1878 гг.

г. Алупка, ул. Дворцовое шоссе, 18

Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442,  учетный №1215-Н

    Дворец был построен как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края, видного государственного деятеля России, М.С. Воронцова (1782–1856) по проекту английского архитектора Эдварда Блора (1789–1879). Дворец строился с 1830 по 1848 гг. Дворцовый комплекс в Алупке состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, – центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Столовый корпус возводили в 1830–1834 гг., центральный корпус – в 1831–1837 гг. В 1841–1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838–1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся парадный двор. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой. Последним был построен библиотечный корпус в 1842–1846 гг.  

    Летом 1848 г. на ведущей к главному входу центральной лестнице были установлены выполненные в мастерской итальянского скульптора Джованни Боннани скульптурные фигуры львов. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.

   Воронцовский дворец строился по новым архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично «вписался» в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ. Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI в. Расположение элементов идет от западных ворот – чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

    Три поколения семьи Воронцовых владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции. После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован. В середине 1921 г. Воронцовский дворец открылся как музей. В годы Великой Отечественной войны эвакуировать экспонаты музея из Алупки не успели, поэтому им был нанесен серьезный урон. С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с У. Черчиллем. После Великой Отечественной войны дворец был занят под госдачу для сотрудников НКВД, с 1953 года – под профсоюзный санаторий.  

   В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. Спустя 25 лет к основной композиции добавился выставочный корпус Шуваловского корпуса. В 1990 году был создан Алупкинский дворцово-парковый заповедник.

Ливадийский дворцовый комплекс, ХIХ-ХХ вв.

п. Ливадия, ул. Батурина, 44

Постановление Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 №928,  охранный №010037-Н

   Ливадийский дворец – знаменитый памятник архитектуры и истории XIX–XX вв. в посёлке Ливадия в 3 км от Ялты, бывшая резиденция российских императоров. В 1834 году Ливадия (с греческого – полянка, лужайка) была куплена у командира греческого Балаклавского батальона Феодосия Ревелиотти графом Львом Севериновичем Потоцким. В имении Потоцкого, по проекту Ф. Эльсона был построен господский дом, оранжереи, а также заложен ландшафтный парк. С 1861 года Ливадийское имение стало летней резиденцией императора Александра II и императорской семьи. По проекту Монигетти дом Потоцкого был перестроен (Большой дворец), построен дворец Наследника (Малый дворец), Свитский дом и кухня. Также в этот период была построена Крестовоздвиженская церковь. С 1866 года Ливадия стала летней царской резиденцией. В 1891 году территория имения увеличилась до 350 десятин за счет приобретенных земель Ореанды. В 1894 году в Ливадии скончался Александр III. Летняя резиденция перешла по наследству последнему русскому Императору – Николаю II. Дворец ветшал и постоянно требовал ремонта.  Его в 1909 году было решено разобрать и на его месте выстроить новый, каменный. Проектирование и постройку нового Большого дворца поручили ялтинскому архитектору Н.П. Краснову. В начале 1910 года старый Большой дворец разобрали. В работу были вовлечены десятки московских и петербургских фирм, строительство закончили менее чем за полтора года. Дворец был построен по в стиле раннего итальянского Возрождения из белого инкерманского камня. Белоснежные фасады Большого дворца украшены художественной резьбой. Мраморная аркада придает особую легкость главному входу. В рисунке дверей и мраморных диванов можно различить мотивы великого Рафаэля. Роскошью и изысканностью отличается и внутренняя отделка дворца: тончайшая резьба по мрамору и дереву, мозаичные украшения. На его сооружение затрачено 2,6 млн. руб. Одновременно с Белым дворцом возводились два других – для министра двора барона Фредерикса и свитский корпус. Тогда же была обновлена вся хозяйственно-техническая база имения, построены электростанция, завод по производству льда, гараж, возведен зимний театр. Также были сооружены казармы для солдат и казаков, охранявших царскую семью. Накануне первой мировой войны в Ливадии насчитывалось до 400 строений, из них около 100 жилых домов.

     После Февральской и Октябрьской революций в 1917 года в имение переместились учреждения министерства земледелия свергнутого Временного правительства. 16 января 1918 года в Ливадии была установлена Советская власть. 30 апреля 1918 года Ливадию заняли немецкие оккупанты. Они разграбили дворцы,  большое количество мебели было вывезено в Симферополь. В ноябре 1918 года немецких оккупантов сменили англо-французские войска и белогвардейцы. В 1925 году в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, который в 1931 году был преобразован в климатический лечебный комбинат. С 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце проходила Крымская (Ялтинская) конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль), а также проживала американская делегация во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом.

     В 1953 году вновь открыт санаторий. 16 июля 1974 года по решению ВЦСПС и Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов Ливадийским дворец был открыт для посетителей. Функционировали два отдела – историко-мемориальньй (был размещен в парадных залах дворца, где была открыта экспозиция «Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года») и выставочный.

   В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея. 16 июля 1994 года в бывших личных комнатах царской семьи на втором этаже дворца была размещена экспозиция «Романовы в Ливадии», рассказывающая о пребывании в Ливадийском имении трех поколений российских императоров. На первом этаже – в парадных залах дворца, размещена экспозиция, повествующая о ходе работы Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года, и о пребывании американской делегации во главе с президентом Ф.Д. Рузвельтом в Ливадийском дворце. На втором этаже дворца – в личных комнатах семьи Николая ΙΙ, экспозиция рассказывает о жизни и отдыхе в Ливадии российских царей и членов их  семей. В Белом зале дворца (месте, где проходили исторические заседания Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года) регулярно проходят саммиты глав государств.

Комплекс сооружений дворца Александра III,   конец ХIХ в. - начало ХХ в.

п. Массандра, ул. Симферопольское шоссе, 13

Приказ Министерства культуры и туризма Украины  от 15.04.2008 №424/1/16-08, охранный №4617-АР

    Массандровский дворец императора Александра ІІІ – один из известнейших архитектурных памятников Южного побережья Крыма находится в Верхней Массандре. Ныне это дворец-музей – филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. После присоединения Крыма к России Массандрой владели французский контр-адмирал принц Карл Нассау-Зиген, помещик Матвей Никитин, Софья Константиновна Потоцкая, Ольга Станиславовна Нарышкина, Александра Васильевна Броневская, семейство Воронцовых. Строительство дворца началось в 1881 году по заказу князя С.М. Воронцова. Проект в стиле Людовика XIII был разработан Этьеном Бушаром.

    В 1882 году в связи с кончиной князя Воронцова строительство дворца остановилось. В 1889 году имение было приобретено Удельным ведомством для Александра ІІІ. Архитектор П.К. Теребенев так описал состояние дворца при покупке имения: «Каменное здание в два этажа, частью с подвалом, сложенное из местного известковой породы камня, правильной кладки, хорошо сложенной, крыша цинковая с мансардными окнами; здание состоит из стен, крыши цинковой и по всем помещениям положены железные балки, остальных частей здания не имеется. Стоимость здания по солидности и прочности постройки может быть оценена в 85 тыс. рублей». С 1892 по 1902 годы сооружение дворцового ансамбля продолжилось по проекту Максимилиана Месмахера. Максимилиан Егорович сохранил размеры и стиль строения, но, используя новые декоративные материалы и приемы, до неузнаваемости преобразил его, превратив аскетичный рыцарский замок в сказочный терем. Строительством руководил архитектор Оскар Эмильевич Вегенер. Дворец принадлежал Александру III, затем Николаю II. В 1822 году при О.С. Нарышкиной знаменитый немецкий садовник, создатель Алупкинского парка, Карл Кебах заложил в Массандре парк в английском стиле на месте дубово-грабового леса. В лесу были проложены дорожки, устроены аллеи, разбиты цветники. Под руководством Кебаха в парке были посажены можжевельники, кедры, кипарисы, средиземноморские сосны, а также экзотические фруктовые деревья — фиги, лимоны, апельсины, маслины. Сейчас это один из лучших ландшафтных парков, его площадь 42 гектара.

   С 1929 по 1941 год дворец использовался в качестве санатория «Пролетарское здоровье» для тяжелобольных туберкулезом. В послевоенные годы дворец заселил институт виноградарства и виноделия «Магарач», но ненадолго. С 1948 года здесь размещалась государственная дача, известная под названием «Сталинская». Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев. В1990 году был передан музейному объединению «Дворцы и парки Южного берега Крыма» для восстановления в нем интерьера-экспозиции времен Александра III. В 1992 году во дворце был открыт музей.

Дворец «Меллас», 30-40-е годы ХIХ в.

п. Санаторное, Санаторий «Меллас»

Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442,учетный №1222-Н

   Название в переводе с древнегреческого означает «седой», «темный», «серебристый», что связано с темного цвета скалами, возвышающимися над этой местностью. Появился благодаря участнику Отечественной войны 1812 года и русскому государственному деятелю граф Л.А.Перовскому. Здание возвели в 1834 году по проекту архитектора Ф.Эльсона, который построил для крымских помещиков ряд строений в виде средневековых замков.

   Меллас напоминает итальянскую виллу времен эпохи Возрождения. Этому способствуют декоративные элементы, а также трехэтажные башни, возвышающиеся по четырем сторонам здания и увенчанные шпилями. Рядом с дворцом располагаются другие строения, увязанные с архитектурой основного корпуса. Интерьеры дворца Меллас выполнены с использованием мавританского стиля в оформлении. Особого внимания заслуживает небольшой парк, заложенный в 30–40-е годы XIX века, на 12-ти гектарах которого насчитывается более 180 видов ценных декоративных древесно-кустарниковых пород.

   С 1856 по 1875 годы в Мелласе жил поэт-драматург граф А.К.Толстой, с 1875 по 1885 год имение принадлежало княгине Дарье Голицыной, а затем с 1885–1909 – сенатору Ф.Маркусу. Последней владелицей дворца в досоветский период стала Е.Г. Кузнецова.

    В настоящее время в помещениях бывшего дворца располагается санаторий «Меллас». Недалеко от моря находится источник минеральной воды типа Ессентуки №20.

Дворец Кузнецова, 1834-1889 гг.  (Дом, в котором работали А.М. Горький и Ф.И.Шаляпин)

п. Форос,  санаторий «Форос»

Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442, учетный №1227-Н

   Дворец А.Г. Кузнецова – Г.К. Ушкова находится в западной части Южного берега Крыма  в п.г.т. Форос. Построен в 1889 году по проекту архитектора Биллинга для купца I гильдии, ведущего чаеторговца России А.Г. Кузнецова. Двухэтажное, сложное в плане здание, выполненное из известняка, в стиле модерн. С юга здание опоясывают открытые террасы, украшенные чугунными вазами работы уральских мастеров, вазы установлены были и на крыше (по некоторым источникам вазы утрачены во время землетрясения 1927 года). Сохранилось ажурное чугунное  литье крыльца на северном фасаде здания, мраморные камины, паркет, 15 живописных панно кисти Ю. Клевера.

   Имение Форос в I-ой половине XIX века принадлежало  К. А. Нарышкину, потом несколько раз переходило из рук в руки. Но значительное развитие оно получает после 1887 года, когда его покупает московский I-ой гильдии купец Александр Григорьевич Кузнецов. 256 десятин земли были заняты лесом, парком, 17 десятин – виноградником. С востока имение граничило с имением Н. Я. Данилевского, известного философа и естествоиспытателя, Абильбах в Мшатке, с запада – с Тессели (Раевских, Плаутиной). Путеводители по Крыму конца ХIX начала XX вв. писали об имении Форос как об одном из наиболее благоустроенных имений на Южном берегу Крыма.

    Особо отмечали парк, спланированный под руководством художника Ю. Клевера ученым-садоводом Альбрехтом, с редкими экзотическими деревьями со всего мира. В парке  было много площадок, фонтанов, каскадов, семь проточных  прудов с рыбками, павильоны с канарейками, японскими утками, лебедями.  Центральная часть парка получила название «Парадиз» или «Райский уголок». Александр Григорьевич Кузнецов (1855-1895) московский купец I-ой гильдии, организатор чайной торговли в России, известный меценат. На его средства была построена знаменитая Форосская церковь Вознесения Господня, а также биологическая станция в Севастополе, осуществлялась издательская деятельность. Он увлекался яхтенным спортом, на его яхте «Форос», одной из самых больших и лучших в мире, в 1894 году во время стоянки в Канне гостил английский король Эдуард VII. А.Г.Кузнецов был болен туберкулезом, умер молодым, не оставив прямых наследников. После его смерти имение унаследовал его племянник Григорий Константинович Ушков, его мать была родной сестрой Кузнецова. Купеческий род Ушковых был известен в России химическими заводами, они также занимались благотворительностью. Г.К.Ушков продолжил благоустройство имения. При Ушкове стены дворца украсились коллекцией картин Мановского, Сверчкова, Орловского,  Риццони и др., были построены конюшня, ипподром. Имение имело свою электростанцию, винные подвалы. Ушков был увлечен идеей прокладки железной дороги Севастополь-Ялта по проекту Н.Г. Михайловского, создал даже концессию для его осуществления.

   В 1916 году Ушков решает устроить в Форосе «город-сад», курорт с гостиницами, санаториями, казино и другими увеселительными учреждениями; часть имения предполагалось «разбить на участки, которые будут продаваться частным лицам для застройки». В июне-июле 1916 года во дворце жили М.Горький и Ф.И. Шаляпин (Шаляпин и К.К.Ушков были женаты на сестрах Петцольд). Вместе Шаляпин и Горький работали над книгой «Страницы моей жизни». Отсюда совершали поездки в Ялту и Гурзуф. Форосские впечатления отражены в горьковском рассказе «Песня» и незаконченной пьесе «Яков Богомолов».

   Дворец Кузнецова-Ушкова – памятник истории и культуры. Мемориальные доски установлены 12 ноября 1974 года. После Революции и Гражданской войны имение было национализировано; здания, в том числе и дворец, использовались под госпиталь для бойцов Красной Армии. С 1922 года – во дворце находился санаторий, с 1934 г. – детский дом отдыха ЦНК СССР. В 1934 году дом отдыха имел 330 коек, 100 коек использовались круглогодично.

   После Великой Отечественной войны в здании дворца располагался госпиталь для  легкораненных и выздоравливающих, позже был открыт санаторий. С 1956 года санаторий Форос находился в ведении управления делами ЦК КПСС. В разные годы в санатории отдыхали, выступали многие выдающиеся деятели искусства, политики, в их числе Любовь Орлова, Поль Робсон, И.С. Козловский, первые космонавты СССР. В 1969 году во дворце побывали И.Ф. Шаляпина и Н.А. Пешкова.

Дворец графа А.Н.Новосильцева, начало 50 гг. ХХ в.

г. Ялта, ул. Халтурина, 32

Приказ Министерства культуры и туризма Украины от 25.10.2010 №957/0/16-10, охранный №4724-АР

   Территория санатория им.А.П.Чехова является неотъемлемым звеном застройки исторической части города Ялты. Вместе с другими, близкими по архитектурному облику микрорайонами города, она сформировала композицию одной из окраинных улиц города – улицу им. Халтурина (бывшая Барятинская), примыкающую к производственной зоне. Рассматриваемый участок Северной границы г.Ялты находится на горе «Дарсан», в 3-х км от центра города, на высоте 140-175 м над уровнем моря. Эта территория начала интенсивно застраиваться в конце 18 столетия. На левом берегу Учан-су (ныне Водопадная, старинное название Кримасто-Неро), на землях, отведенных императрицей Екатериной II чинам Греческого Балалавского батальона, возникла в конце XVIII ст. деревня Нижняя Аутка. Северо-восточнее от нее, в водоразделах речек Учансу и Быстрой (старое название Дерекой), на землях Аутского сельского общества, появляются селения Ай-Василь, Урочище Шелеме, Дерекой.

   К середине XIX столетия эти земли раскупаются знатью и купцами для устройства дач. Уже в 60-70-х годах прошлого века почти вся эта территория застроена дачами частных владельцев. Одна из них, ныне корпус № 1 санатория им.А.П.Чехова, принадлежала графу А.Н.Новосельскому. Земля под эту дачу была куплена А.Н.Новосельским 5 марта 1847 года. Ориентировочная дата возведения здания начало 50-х годов XIX в. Рядом располагаются дачи дворянина К.В.Бентковского (позже, в 50-х годах ХХ столетия, расширено под корпус №3 санатория) и купца П.Н.Багрыновскогно (с 1903 г. – санатория «Яузлар», после 1917 года перестроено под корпус №6 (спальный) санатория им. А.П.Чехова). Все здания строятся из местного камня (бута) и ракушечника, различаются по архитектурному стилю и объему. Построены, следовательно, различными архитекторами и не в одно время. 15 марта 1896 года сформировавшаяся застройка включается в городскую черту г. Ялта.

    В 1888 году в Крым приезжает А.П.Чехов, в 1902 г. он обратился к населению со специальным посланием и организовал сбор пожертвований для устройства санатория для лечения малоимущей части населения. На собранную сумму на окраине г. Ялта в 1903 году у П.Н.Багрыновского покупается дача, в которой в 1904 году открывается санаторий туберкулезного профиля «Яузлар» на 40 мест. В память об этом событии у входа в санаторий (ныне корпус № 6) в 1969 году помещена мраморная доска с текстом: «санаторий создан в 1902-1903 годах при участии великого русского писателя А.П.Чехова», а также памятник с южной стороны здания. После 1917 года здание расширено за счет пристроек и внутренней перепланировки и вместимость санатория «Яузлар» была увеличена до 140 коек. Рядом в экспроприированных дачах А.Н.Новосельцева, К.В.Бентковского, Д.И.Моллер и И.Н.Ильинского в 1925 году Южкрымкуруправление (начальник управления – Д.И.Ульянов) организует санаторий им. Артема для лечения рабочих и крестьян.

    В 1957 году происходит объединение двух санаториев в один и ему присваивается имя А.П.Чехова. В связи с тем, что территория санатория создавалась последующим объединением земельных участков частных владельцев с уже сложившейся на каждом участке планировочной и структурной композицией зеленых насаждений, в объединенном таким образом парке санатория можно выделить 5 участков. Все участки объединяет в единую композицию примерно одинаковый возраст деревьев в единый архитектурный почерк парковой планировки, набор и расположение зеленых насаждений, аллей, пешеходных дорожек, зон отдыха с умелым использованием уклона местности. Различную архитектонику зданий объединяет единая композиционная планировка парка.

Бывший дворец Эмира Бухарского

г. Ялта, ул. Севастопольская, 12/ наб. им. В.И. Ленина, 43, КЧФ «Ялта»

Постановление Совета министров АР Крым от 22.05.1997 №125, учетный №3810

   Одно из наиболее неординарных и известных строений города Ялты. Сейчас это восьмой корпус санатория КЧФ "Ялта".

    До революции 17 года в собственности эмира Бухарского состояло около четверти теперешней территории этого санатория. Эмир приобрел этот участок в последние годы девятнадцатого века, заложил на нем великолепный парк, возвел дворец, построил гостевой дом и служебные постройки. Но из всех строений ныне сохранился только сам дворец. Его строительство завершилось в 1903 году. Проект в мавританском стиле принадлежит тогдашнему архитектору города Ялты Н.Г. Тарасову. Для строительства использовался керченский желтый камень, лепка и зеркала. Цветовую палитру оформления в основном составляли синий, белый, красный и золотистый тон. Дворец искусно украшен куполами, вычурными башенками, милыми беседками и балюстрадами. Сам эмир Бухарский дал название своему имению - "Дилькисо", в переводе с тюркского языка означающее "пленительный" или "обворожительный".

   Собственник дворца Сеид Абдул Ахан хан эмир Бухарский начал править в 1885 году. Во внешней политике он проявил себя как сторонник России, уничтожил рабство, тюрьмы в подземельях и запретил кровную месть. Эмир был прогрессивным государственным деятелем, редко прибегавшим к казни. Российский император Николай II в 1895 году присвоил эмиру звание генерал-лейтенанта, терского казацкого войска. Впоследствии эмир награждался царем орденами Святого Владимира, и Святого Апостола Андрея Первозванного, инкрустированного бриллиантами. В свою очередь и Эмир Бухарский тоже на награды не скупился и многих выдающихся ялтинцев удостоил пожалованием Бухарской золотой звезды. Частыми гостями Сеид Абдул Ахан хана бывало семейство князей Юсуповых, эмир тоже посещал их имение в Кореизе.Но активная светская жизнь совсем не препятствовала эмиру в занятии благотворительностью. На его деньги в 1910 году построили большую, двухэтажную, городскую бесплатную лечебницу с просторным вестибюлем на 100 человек, богатой аптекой, кабинетами хирурга и гинеколога, лабораториями и служебными помещениями.

   Эмир Бухарский умер в 1910 году, его имение унаследовал сын Саид, а после революции оно было национализировано. Во дворце открыли Восточный музей, коллекции которого наполнили произведениями искусства из имений знати южнобережья. Перед оккупацией Ялты во время ВОВ часть коллекции эвакуировали, она так и не вернулась.  После войны музей восстанавливать не стали, а во дворце организовали санаторий Балтийского, позже - Черноморского флота.

Здание, вторая половина ХIХ в.  (бывший дворец Эмира Бухарского)

г. Ялта, ул. Бахчисарайское шоссе, 1, санаторий "Узбекистан")

Решение Крымского облисполкома от 20.02.1990 №48

   Памятник находится в юго-западной части Ялты, на северо-восточном склоне горы Могаби, в живописном урочище по дороге к водопаду Учан-Су. Его своеобразием является значительная удаленность от берегов моря. Корпус №1 санатория «Узбекистан» - одно из строений некогда существовавшего архитектурного комплекса - загородной (верхней) дачи Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахат-хана (1857-1911 гг.), почетного гражданина г. Ялты, имя которого носила бывшая ул. Могаби (сейчас ул. Щербака).

   В комплекс входили: дворец, мечеть (сейчас корпус №2 санатория перестроен), метеостанция, аэросолярий, беседки, фонтаны, мостики, служебные постройки, фруктовый сад и парк 9,5 га (является парком-памятником садово-паркового искусства местного значения). Постройки и парк занимали территорию общей площадью 15,88 га (имелась также молочная ферма на Могаби и пастбища площадью 4 га). Возведение основных построек осуществлялось в течении 1905-1908 / 1909 гг.

   Основное здание (дворец) построено в стилизованном мавританском стиле по проекту архитектора Н.Г. Тарасова. Следует отметить, что информация о заказе на строительство дворца Эмира Бухарского Н.П.Краснову и сохранившиеся акварели Краснова, составленные в процессе работы над этим заказом, позволяют многим исследователям утверждать его авторство описываемого строения, но анализ существующих материалов опровергает их. Здание сложное в плане, разноуровневое (2-2,5 эт.) возведено из камня и бетона (в отделке применен алебастр), кровля - металлическая. Центральный вход оформлен портиком, на котором располагается открытая веранда. Окна прямоугольные. Крышу венчают башни в форме минаретов, дентикулы. Верхняя часть здания под карнизом оформлена фризом. Вход охраняли два гранитных льва. В интерьере широко использовали росписи и декоративные элементы на восточные сюжеты (работы выполнены придворными художниками и народными мастерами). В начале 1970-х годов они дополнены рисунками крымских пейзажей, выполненными народным художником СССР Ф.З Захаровым и др.

   После установления Советской власти дача была национализирована. По Постановлению Президиума Крымского ЦИК от 23 мая 1924 г. передана в вечное пользование трудящимся Узбекистана. В 1924 -1927 гг. здесь располагался дом отдыха. В 1927-1969 гг. противотуберкулезный санаторий. С 1969 г. санаторий перепрофилирован в нервно-соматический.Здание сильно пострадало в годы фашистской оккупации. Были уничтожены также аэросолярий и метеостанция. Значительные утраты понес парк. Кроме восстановительных работ производились ремонтные и реставрационные работы в начале 1970-х годов.

г. Симферополь

Комплекс загородного дома М.С.Воронцовапостройка 1826 г.

г. Симферополь, пр. Вернадского, 2

Постановление Совета Министров УССР от 24.08.1963 №970, учетный №259-Н

   Усадьба располагается на территории заложенного в XIX в. парка «Салгирка» на юго-восточной окраине Симферополя, близ шоссе Симферополь – Алушта.

   Комплекс зданий загородного дома М.С.Воронцова состоит из собственно жилого (господского) дома и расположенного невдалеке от него флигеля с «минаретом».

   Жилой дом считается одним из самых ранних памятников русского классицизма в Крыму. Между ризалитами главного фасада устроена терраса с четырьмя колоннами дорического ордера. От площадки с колоннадой идут две симметрично расположенные каменные лестницы, сходящиеся затем в одну. Эту лестницу обрамляют две тумбы, которые раньше завершались двумя известняковыми шарами, а ныне заменены мраморными львами. Юго-западный фасад подвергся более значительному изменению, когда еще в XIX в. между ризалитами был встроен прямоугольный объем под кровлей. Устроенная таким образом застекленная галерея использовалась, как зимний сад.

   В верхнем этаже здания находились жилые и парадные комнаты, в цокольном – хозяйственные и подсобные помещения. На чердачное перекрытие ведет деревянная винтовая лестница. Из одного из помещений верхнего этажа в цокольный этаж ведет также винтовая, но каменная лестница. Галерея на юго-восточном торцовом фасаде, также поднятая на уровень цокольного этажа, решена в восточном стиле.

   Дом возведен из местного камня-известняка. Стены оштукатурены. Плоские перекрытия – деревянные, сводчатые – выполнены из камня. В отделке интерьеров заметно влияние ампира: плоские балочные потолки, обрамленные прямоугольными кессонами, и стены, вместо присущей для позднего классицизма лепки, покрыты росписью, в основном, орнаментальной (5 залов).

   Черты позднего классицизма присутствуют и в архитектуре флигеля, однако ряд особенностей – черепичная кровля (из ленточной черепицы, «татарки»), окна со стрельчатыми завершениями, органично привнесенные в строгие формы русского классицизма, – создают удивительное сочетание стилей, напоминают Бахчисарайский дворец, реставрация которого велась в тот период.

Усадьба П.С.Палласаконец XVIII в. - начало XIX в. (перестройка 1982 г.)

г. Симферополь, пр. Вернадского, 2

Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442, учетный №1205-Н

   Загородного типа помещичья усадьба на левом берегу р. Салгир к юго-востоку от Симферополя. В настоящее время находится в черте городской застройки на территории парка «Салгирка». Связана с именем известного русского ученого Петра Симона Палласа и принадлежала его жене Каролине Ивановне. Усадьба была приобретена с торгов 6 марта 1806 г. и включала большой каменный дом с двором, службы, водяную мельницу с прудом и фруктовый сад. В 1824 г. усадьба перешла во владение Н.Ф. Нарышкиной. Новым владельцем двор, образуемый господским домом и флигелями служб, с севера был замкнут хозяйственным корпусом (конюшня, каретный сарай). Усадьба получила компактную композицию жилых и хозяйственных строений, организованных по периметру прямоугольного двора. В 1836 г. имение было приобретено М.С. Воронцовым, члены семьи которого владели  им около 50 лет. В этот период усадьба была значительно перестроена: господский дом подвергся капитальному ремонту, на месте обветшавших служб сооружены новые флигеля, с восточной стороны комплекса появился хлев, была закрыта мельница. На территории имения при участии известного ботаника Х.Х. Стевена был разбит парк «Салгирка». В конце ХІХ в. усадьба перешла в казну.

   В 1895 г. в ней открылась Школа садовых рабочих, в 1913 г. реорганизованная в помологическую станцию. Характер строительных мероприятий этого времени неизвестен. После упразднения станции строения длительное время использовались в качестве жилья и подверглись существенной перепланировке. Наиболее значительные повреждения усадьба претерпела с началом в 1981 г. ремонтно-реставрационных работ. При расчистке комплекса от поздних наслоений был разрушен хлев. В ходе реставрации был разобран хозяйственный корпус, а его копия выполнена со смещением на 9 метров в глубь двора. Окончательная утрата объемно-планировочной структуры ансамбля произошла в части северо-западного флигеля и возведением на территории усадьбы башни-телескопа.

Просмотров: 4475 | Добавил: russel | Теги: Истори, дворцы Ялты, дворцы и имения XIX-XX веков, памятники архитектуры, национальные памятники, дворец Алупка, Исторические памятники, дворцы Крыма, Усадьбы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Все проекты компании
  • ПОДБОР НЕДВИЖИМОСТИ

    E-mail отправителя *:
    Вид жилья *:




    Заезд/Выезд *:
    Описание/ссылка/дополнит. пожелания *:
    количество человек/дети *:
    Желаемая стоимость/ бюджет в сутки *:
    код безопасности *:


    To Rent the house apartment in Yalta © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz