В
отличие от других союзов эти развиваются, по сценарию, неподвластному разуму.
Попробуем проиллюстрировать драматизм и одновременно величие векторного
союза.
Повторим
12 векторных сочетаний. В каждой из перечисленных пар на первом месте стоит
«хозяин», а на втором — «слуга». Эти термины условны и демонстрируют
направление взаимоотношений в паре, определяют принципиальную разницу в
характере отношений, их «неравноправность». Роли в такой паре строго закреплены
годом рождения: Бык— Тигр, Тигр — Коза, Коза-Змея, Змея—Обезьяна, Обезьяна —
Крыса, Крыса — Лошадь, Лошадь — Кабан, Кабан— Дракон, Дракон - Кот, Кот —
Петух, Петух - Собака, Собака - Бык.
Яркость
и необычность отношений в векторной паре обычно сразу видны даже со стороны,
но необходимо помнить, что чем дольше контакт по времени, тем власть
векторного кольца сильнее.
Нам
не дано познать судьбу каждой векторной пары, но проследить за развитием
отношений в некоторых подобных союзах мы можем.
Вот
как вспоминает Наталья Крандиевская (год Крысы) о первой встрече с Алексеем Толстым
(год Лошади): «Мы разговаривали долго и так свободно, как будто знали друг
друга давным-давно. Многое можно было недоговаривать, так легко доходило от
одного к другому то, что хотелось сказать... Все обходили нас, словно
сговорились не мешать».
Переписка
Татьяны Берс (сестра жены Толстого) с Львом Николаевичем. Она родилась в год
Лошади, он — в год Крысы.
Т.
Берс - Толстому: «Ты мне и лучший друг и второй отец, и всегда это так и будет,
и я тебя очень и очень люблю, и где бы я ни жила и ни была, это никогда измениться
не может...»
Толстой
— свояченице: «По этому письму чувствую, как мне весело и легко тебе
писать... Я тебя очень люблю, очень».
Ариадна
Эфрон пишет об отношениях матери, Марины Цветаевой (год Дракона) с поэтом Константином
Бальмонтом (год Кота): «Как возникла дружба Марины с Бальмонтом — не помню:
казалось, она была всегда. Есть человеческие отношения, которые начинаются не
с начала, а как бы с середины, и которые вовсе не имели бы конца, не будь он
определен всему сущему. Они длятся и длятся, минуя исходную, неустойчивую
пору взаимного распознавания и итоговую, болевую — разочарований».
Первая
встреча президента Российской Академии наук Екатерины Дашковой (год Кабана) с
мужем — Михаилом Дашковым (год Дракона) так отражена в ее воспоминаниях: «Не
успели мы пройти и несколько шагов, как из боковой улицы вышел к нам навстречу
человек, показавшийся мне великаном. Меня это поразило, и, когда он был в
двух шагах от нас, я спросила свою спутницу, кто это такой. Она назвала князя
Дашкова... он вступил в разговор и пошел рядом с нами, изредка обращаясь ко
мне с какой- то застенчивой учтивостью, чрезвычайно понравившейся мне. Впоследствии
я не прочь была приписать эту встречу и благоприятное впечатление, которое мы
произвели друг на друга, особому соизволению промысла божия, которого мы не
могли избегнуть».
Если
вы еще сомневаетесь в необычности ощущений при таких взаимоотношениях, то
приведем слова Нины Берберовой (год Быка). Кажется, что этой талантливой
женщине впервые не хватает слов, чтобы объяснить чувства, которые она испытала
рядом с мужем, поэтом В. Ходасевичем (год Собаки).
«Счастье
мое с ним было не совсем того свойства, какое принято определять словами: радость,
свет, блаженство, благополучие, удовольствие, покой. Оно состояло в другом: в
том, что я сильнее ощущала жизнь рядом с ним, острее чувствовала себя живой,
чем до встречи с ним, что я горела жизнью в ее контрастах, что я в страдании,
которое узнала тогда, имела больше жизни, чем если бы делила окружающее и
окружающих на «да» и «нет» — «интенсивность» заряда была иногда таковой, что
любое чудо казалось возможным».
Рок,
судьба, роковая любовь, карма - все это подходит и не подходит для объяснения
данного явления. Страсть бушует в таких союзах. Часто чувства завязываются в
такой тугой узел, что жизни не хватает, чтобы развязать его.
Конечно,
кольцо в каждом отдельном случае закручивается по-своему: могут любить оба или
только один, оба могут не испытывать любви или пройти путь от любви до
ненависти. Результат один и тот же: мужчина и женщина как бы превращаются в
единый организм и идут по пути полного страдания, и счастья…
Пророческие
строки Каролины Павловой (год Кота) посвящены Борису Уткину (год Дракона):
«Мы
странно сошлись. Средь салонного круга В пустом разговоре его,
Мы словно украдкой, не зная друг друга, Свое
угадали родство».
Л.
Е. Белозерская-Булгакова пишет об А. Н. Толстом и Н. В. Крандиевской-Толстой:
«Они с Алексеем Николаевичем производили впечатление удивительно спаянной
пары. Казалось, что у них одно общее кровообращение».
Она
же приводит слова биографа Есенина Ильи Шнейдера об Айседоре Дункан (год
Тигра) и Сергее Есенине (год Козы): «Они же мазаны одним мирром, похожи друг на
друга, скроены на один образец, оба талантливы сверх меры, оба эмоциональны,
безудержны, бесшабашны. Оба друг для друга обладают притягательной и
отталкивающей силой. И роман их не только «горький», но и счастливо-несчастный
или несчастливо-счастливый, как хотите. И другим быть не может».
О
Жорж Санд (год Крысы) и Альфреде Мюссе (год Лошади) говорили, что «они были,
что называется, созданы друг для друга, но вместе быть не могли. В разлуке
Мюссе слал возлюбленной возвышенные письма, исполненные самоотречения». А
когда они были вместе, то «примирения чередовались с разрывами, пламенные объяснения
в любви — с ужасными скандалами, Мюссе ревновал, обвинял Санд в измене».
История
любви Мюссе и Санд дала мировой литературе четыре романа: роман А. Мюссе - «Исповедь
сына века», роман Ж. Санд - «Она и он», роман Поля Мюссе — «Он и она», роман
Луизы Коле — «Он». Было время, когда критики и историки литературы делились
на «мюссеистов» и «сандистов», и между ними шли ожесточенные споры о том, кто
виноват в безрадостном финале этого романа — он или она. Структурный гороскоп
внушает мысль, что и Мюссе, и Санд стали жертвами векторного кольца.
Кольцо
не пощадило К. Гумилева (год Собаки) и А. Ахматову (год Быка). Их брак был скоротечен.
Если Гумилев еще и хотел «веселой, общей домашней жизни», то страсти кольца
настолько захватили А. Ахматову, «что ей по- прежнему хотелось вести со мной
«любовную войну»...- мучить и терзать меня, устраивать сцены ревности с бурными
объяснениями и бурными примирениями...» — рассказывал Гумилев И. Одоевцевой.
Все
может протекать и более спокойно, но тем не менее векторные отношения не
самые благоприятные для обычной семейкой жизни. Такая семья живет, как на
пороховой бочке, и когда произойдет взрыв, предсказать невозможно. Сказать же,
что его не будет вовсе, тоже нельзя.
Ахматова
и Гумилев не прожили и двух лет; Санд и Мюссе расстались через два года; А. Н.
Толстой и Н. В. Крандиевская-Толстая развелись после 20 лет совместной жизни;
расстались Ходасевич и Берберова, «горьким» романом назвали отношения Дункан
и Есенина. Примеры можно множить.
В
чем же проявляется векторность, то есть одно направленность отношений?
«Хозяин»
как бы завораживает «слугу». В присутствии «слуги» он расслабляется,
начинает лучше себя чувствовать, раскрепощается.
В.
Ф. Булгаков пишет: «Я видел Льва Николаевича и Татьяну Андреевну вместе и
могу отметить, что Лев Николаевич с исключительной внимательностью относился
к своей свояченице. В ее присутствии он, хоть и глубокий старик, даже как-то
по-особому веселел. Видно было, что она всем своеобразием своим и своей
манерой привлекала, забавляла и занимала его».
Но
и «слугу» устраивает такое положение вещей. Ведь «хозяин» — это тот
неуловимый, неосознанный, загадочный идеал, к которому он стремился всю жизнь.
«Слуге» достаточно одного присутствия божества рядом, и это расцвечивает
жизнь новыми красками. Часто «слуга» видит в «хозяине» и то, чего у него самого
нет. Это обожание, преклонение и становится причиной терпения и всепрощения
«слуги».
Ф.
И. Тютчев (год Кабана) в письме жене Эрнестине (год Лошади) признается: «Ах,
насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в
твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой».
Мюссе
писал Жорж Санд: «Я хочу воздвигнуть тебе алтарь, хотя бы на собственных костях».
В другом письме есть следующие строки: «...в твоих объятиях был момент,
воспоминание о котором мешает мне до сих пор и еще долго будет мешать приблизиться
к другой женщине».
Но
как же отвечает человек, ставший объектом такого обожания и поклонения?
«Хозяин» никогда не может оценить всех достоинств «слуги» и часто стремится
его подавить.
Отсюда
удивление Гумилева: «Мне и в голову не приходило, что она
талантлива.
Ведь все барышни играют на рояле и пишут стихи...»
Ксения
Куприна в своих воспоминаниях об отце пишет: «Мария Карловна — умная, светская,
блестящая женщина — задалась целью обуздать буйный нрав Куприна и сделать из
него знаменитого писателя... Немало было тогда разговоров, что Куприн обязан
признанием его таланта своей жене-издательнице...» (Куприн родился в год
Лошади, его жена - в год Крысы).
Александр
Дюма-сын (год Обезьяны) пишет другу о своей жене Н. И. Нарышкиной (год Крысы):
«Мне доставляет удовольствие перевоспитывать это прекрасное создание,
испорченное своей страной, своим воспитанием, своим окружением и даже своей
праздностью».
Если
жертвенность «слуги» еще как-то можно понять, хоть она и переходит границы
разумного, то нарастающая бесчувственность, безжалостность «хозяина» часто
будоражит окружающих. Только «слуга» воспринимает его со смирением и часто с
восхищением.
Н.
Берберова вспоминает: «...ночами Ходасевич пишет. Я сплю, прижав к груди его
пижаму, чтобы она была теплой, когда он захочет ее надеть... Часто ночью он
будит меня: «Давай кофе пить, давай чай пить, давай разговаривать». Я клюю
носом».
Гумилев
признавался впоследствии: «Да, конечно, теперь я сознаю, я был во многом виноват.
Я очень скоро стал изменять ей... Но я не видел греха в моих изменах. Они,
по-моему, прекрасно уживались с моей бессмертной любовью. А она требовала
абсолютной верности. От меня. От себя...»
Казалось,
узнав столь мощную структуру, можно попытаться использовать ее рационально:
раз у каждого знака есть «слуга», так давайте общаться только со «слугами».
Но не обольщайтесь! Не стоит стремиться к постоянной роли «хозяина» в
векторной паре, поскольку она не дает никаких преимуществ и не избавляет от
мучительных уз кольца. «Хозяин», непроизвольно, но безраздельно подчиняя
«слугу», тоже не защищен от стрессов. Постоянное возбужденное состояние,
переизбыток страстей на уровне шекспировских — все это причина не только
ревности, ссор, но и постепенного, необратимого ухудшения здоровья обоих.
Вот
хронология двухлетнего романа Мюссе и Санд: «... летом и осенью 1833 года
влюбленные наслаждались счастьем, которое омрачил лишь нервический припадок,
происшедший с Мюссе в лесу Фонтенбло... В декабре 1833 года Санд и Мюссе вдвоем
отправились в Италию, однако по приезде туда Санд заболела... В Венеции
заболел Мюссе: у него случилось что- то вроде тяжелейшей нервической
горячки...»
Ксения
Куприна так описывает жену Бальмонта (год Кота) — Елену Бальмонт (год Дракона):
«Его жена Елена показалась мне очень древней, хотя в то время она была еще,
наверное, молодой женщиной. Но невероятная любовь к Бальмонту превратила ее в
... беззубую, высохшую мумию, в которой жили только странные, трагические
глаза».
На
этом можно было бы и закончить описание столь необычного явления, когда люди
не могут жить друг без друга, но и жить вместе не могут. Однако остается вопрос:
что же делать? Можно ли в такой паре прожить всю жизнь?
Прежде
всего не надо; бежать от кольца, на надо его бояться, о нем надо только
помнить. Ведь мы принимаем
как должное смену времен года, восход и заход солнца и не пытаемся изменить эти
явления.
«Хозяин»
обязан жалеть «слугу», а тому надо расслабиться и смириться с тем, что «хозяин»
всегда прав, что вклад «слуги» в любое совместное дело будет огромен, а вознаграждение
мизерно — ничего не поделаешь.
Если
же пошла «раскрутка» кольца: участились скандалы, ссоры и т. п., то лучше расстаться.
Инициатором
разрыва может стать только «хозяин». Пока он не отпустит или не оттолкнет
«слугу», заинтересованный кем-то или чем-то, тот и не подумает уйти. Он будет
цепляться за своего кумира до последнего. Так Дельмас (год Кота) — страстная
Кармен, воспетая Александром Блоком (год Дракона), до последних дней жизни
поэта не смогла смириться с мыслью, что она ему не нужна.
Отпущенный
из кольца «слуга» обычно очень быстро набирает очки, делает карьеру. Ведь cyпруги в таком союзе взаимно
перекрывают друг другу пути в достижении, успеха, в делах, и слишком много сил
требуют их личные отношения. Дети также страдают от «грозовых» отношений
родителей.
Передышки
в столь роковом союзе дают длительные разлуки, полное погружение в дело. Попробуйте
меньше общаться — ваш союз станет союзом вечно влюбленных.
Вообще
надо отметить, что благополучно жить на пороховой бочке можно только в необычных,
почти военных условиях.
Декабрист
Андрей Розен (год Обезьяны) и его жена - Анна Розен (год Змеи) были всегда вместе:
на каторге, в ссылке, на войне на Кавказе. Но, вернее сказать, не вместе, а на
небольшом расстоянии, разделенные решеткой, казармой и т. п. О них писали, что
«Андрей Евгеньевич со своей женой представляют идеал супружеского счастья».
Они немного не дожили до бриллиантовой свадьбы.
Шансы на успех есть у каждого даже в
сложном и драматичном векторном союзе. |