БИО-100 - не бензин. Более корректно
называть его горючим (на основе биологически возобновляемого сырья с октановым
числом 100). В соответствии с техническими условиями в его состав включены:
смесь одноатомных спиртов (с преобладающей долей обезвоженного этилового
спирта), смесь простых сложных эфиров, смесь легких углеводородов и комплекс
присадок (антикоррозионные, стабилизаторы и др.). Содержание спиртов-50-55%, что препятствует расслоению
смеси в случае поглощения влаги из атмосферного воздуха. Высокое октановое
число спирта позволяет обойтись без присадок для его повышения.
Из
этанола (а точнее, смеси спиртов) необходимо удалить воду (абсолютировать). Это
горючее рекомендуется производителями для автомобилей, которым требуется бензин с
октановым числом не менее 95, причем, как утверждают создатели новинки,
никакие доработки топливной системы не нужны.
Если
сравнить БИО-100 со спиртосодержащим горючим нескольких видов, производимым за
рубежом, то оказывается, что аналогов ему нет. Наиболее близким к БИО-100
является горючее Е-85 с содержанием 85% этанола. Но для использования Е-85 необходимы
изменения в топливной системе автомобилей, применять его в обычных машинах
нельзя. Европейские сорта бензина для неадаптированных систем питания содержат
до 15% спирта. Разница в количестве этанола определяет отличия в характеристиках
различного горючего. По мнению специалистов, наименее предпочтительными
являются сорта бензина с низким содержанием этанола. При поглощении влаги из
воздуха они наименее стабильны, проявляют склонность к расслоению. В
результате смесь спирта и воды оседает на дно бака и попадает в первую очередь в топливозаборник.
Этанол, используемый для производства
горючего, отличается от того, который потребляет ликероводочная промышленность.
Он может производиться из разного сырья, его не нужно очищать от сивушных
масел и прочих примесей, в горючем они даже нужны. И отделить от БИО-100 ту
часть, которую можно употреблять, так сказать, по прямому назначению, не так просто!
Двигатель на смеси работает мягче (как и
при доливке аналогичного количества А-98), позволяет разгоняться на
повышенных передачах практически с 1000 об/мин. Потенциальным потребителям
нужно обратить внимание на следующее.
Высокое
октановое число (примерно 100) требует корректировки угла опережения зажигания
(необходимо увеличивать опережение зажигания, делая его более ранним). Пониженная
(примерно на 15-20%) теплотворная способность смеси требует изменения
регулировок системы питания. В двигателях с инжектором блок управления, с
этой задачей справляется самостоятельно. Но в карбюраторных моделях
регулировки придется выполнять владельцу, поэтому использовать это горючее в
таких авто едва ли целесообразно.
В
связи с повышенными моющими способностями спирта в старых автомобилях с загрязненной
системой питания при замене топлива частицы грязи будут активно вымываться,
что может привести к перебоям в работе двигателя. Поэтому, переходя на новое
горючее, желательно предварительно промыть топливную систему. Тем не менее, благодаря
повышенным моющим свойствам и меньшему количеству смол и ароматических
углеводородов, как утверждают производители, при постоянном использовании
топливная система автомобилей будет гораздо реже требовать дополнительной
очистки.
Недостатком
спиртсодержащих видов топлива является возможное увеличение расхода горючего,
что объясняется более низкой теплотворной способностью спирта. Частично этот
недостаток компенсируется увеличением угла опережения зажигания за счет более
высокого октанового числа. Расход растет примерно на 10%. Улучшается
эластичность мотора (хорошо тянет на малых оборотах), так как даже при больших
нагрузках отсутствует детонация.
Производство
и использование горючего из биологически возобновляемого сырья -сложная
задача, требующая государственной поддержки. Но в ближайшее время полного
перехода на биотопливо никто и не ждет. Скорее, более вероятно расширение
выбора для потребителя. Продают же сейчас на заправках бензин нескольких марок,
дизтопливо и сжиженный газ. Почему бы не добавить и биотопливо? Даже если
учесть наличие в стране развитой сети спирт-заводов и сырьевой базы для их
работы, понадобится немало времени для увеличения производства. Многое
будет зависеть от цен на новое горючее.
За рубежом себестоимость получения топлива
из возобновляемых источников энергии выше, чем из традиционного сырья. Поэтому
в ряде стран приняты законодательные акты, поощряющие, а иногда и прямо
предписывающие использование биотоплива. Для выпуска смесевых бензинов
необходимо изменить технологию производства на нефтеперерабатывающих заводах.
Пока нет и государственного стандарта на горючее подобного рода. Правда, по
таким показателям, как октановое число, содержание серы и ароматических
углеводородов, БИО-100 превосходит требования стандарта на бензин А-98. |