Мелкий
ремонт — это совсем другое дело, поскольку здесь можно обойтись небольшим набором
молотков, поддержек и, в качестве выколоток, какими-нибудь приспособлениями из
твердых пород дерева. И хотя удобных для работы молотков много, для разовой
гаражной правки покупать все не стоит. Если помято крыло, дверь или капот, то
лучше купить или сделать удобный инструмент именно для этой правки. Но при
этом, какими бы ни были молотки по форме, одно качество у них должно быть
одинаково: поверхность бойка должна быть как зеркало, а не как рашпиль, поскольку
какой поверхностью стучишь, такую и получишь.
Поддержек
бывает много: для всевозможных радиусов, для узких мест у для плоскостей, для
углов, для щелей. Без этих приспособлений работать бессмысленно, все равно,
что стучать по барабану — шуму много, а толку никакого. К поверхности самой
поддержки требования такие же, как и к бойку молотка — на корявой опоре такую
же корявую деталь и выступишь. В качестве приспособления в хозяйстве всегда может
найтись какой-нибудь массивный и гладкий кусок материала, а дальше все зависит
от умения приспособить его к делу.
Прежде
чем начать выправлять вмятины, нужно знать, что листовой металл по своим свойствам схож
с обыкновенным тестом. Его также можно раскатать, вытянуть, собрать обратно. Но
есть и немаловажное различие: если все три вышеназванные операции с тестом
можно совершить без особого умения, то с металлом каждая операция требует
своего, определенного мастерства. К примеру, для того чтобы металл вытянулся,
достаточно только ударить по нему не промахнувшись, точно по тому месту, куда,
собственно, и хочешь попасть. Ведь в случае ошибки, для того чтобы собрать
металл, требуется уже искусство.
И
еще одно: прежде чем начать стучать по металлу, необходимо точно решить, какой именно
шпаклевкой будет покрываться ремонтируемое место. Если это будет эпоксидная
с наполнителями, то поскольку ее можно наносить относительно толстым слоем,
металл выглаживать до тонкостей не стоит. Если же это обычная, нитро-шпаклевка,
которую наносят тонким слоем, качество выправленной поверхности под нее должно
быть соответственно лучше.
Если
вмятина мелкая, то ее правят от краев к центру, постепенно обстукивая металл
по кругу. При этом боек молотка должен ложиться на металл плоско, а сам удар
должен быть мягким и звук от него на поддержке
— коротким и звонким. При ударе углом бойка металл под ним сразу повышается, а
сам металл как бы уходит в стороны. Примерно то же получится, если
перестараться с силой удара, причем в результате не в меру активной правки на
месте вмятины легко может образоваться шишка, собрать которую в нормальную толщину металла, не возьмется даже опытный мастер.
При
более крупных вмятинах помните, что не бывает, чтобы поверхность самой
кузовной детали, смявшись посередине, не потянула за собой и края. И здесь,
прежде чем браться за молоток, выясните направление удара, помявшего железо,
откуда металл вытягивался, и в каких направлениях менялась форма штамповки.
Ведь основная задача правки — не выравнивать середину вмятины, а, собственно,
вернуть металл туда, откуда его и вытянуло ударом.
Больше
всего хлопот доставляют мелкие изломы и гармошки на листе металла. Их правят
очень осторожно, разглаживая каждую складку, ибо если начнешь усердствовать,
то можешь загнуть изгиб в морщину, расклепав вдобавок металл над ней. Бить
молотком нужно легко и по самой верхушке наружной складки, поддержка при этом
должна упираться в соседнюю изнутри. От ударов погнутый лист должен
стремиться принять как бы форму большого радиуса, а совсем не сморщиваться.
На
деталях с большим радиусом кривизны (двери, крылья, капот, крыша) часто бывают
неглубокие, но большие по размерам вмятины без изломов по краям. Иногда бывает
достаточно хлопнуть по такой вмятине кулаком с обратной стороны — и машина
приобретет если не первоначальный, то вполне приемлемый вид для того, чтобы не
начинать портить краску молотком. Если же такую вмятину рукой убрать не
удалось, то стучать по нему надо (не сильно) резиновым или мягким пластмассовым
молотком.
Кузовное
дело прежде всего не терпит спешки и лишнего стука, поскольку один удар
невпопад — и приходится потом исправлять десятками дополнительных. И еще
одно: помните, что даже домашним специалистом нельзя стать понаслышке, как и в
любом другом деле, нужна практика.
Экспериментировать лучше, рихтуя простую изогнутую жестянку. |