Было несколько обстоятельств, которые, повлияли на то, что создание дворцово-паркового ансамбля «Дюльбер» было поручено не кому-либо из именитых столичных зодчих-академиков, а ялтинцу Николаю Петровичу Краснову (1864-1939). «Дюльбер» с тюркского переводится как великолепный, прекрасный.
Для Романовых этого талантливого зодчего, постоянно искавшего новые выразительные формы в архитектуре рубежа веков, «открыл» в. кн. Пётр Николаевич, двоюродный дядя Николая II.
"Дюльбер" дворец в Мисхоре 1895-1897гг.
«Архитектор Краснов - удивительный молодец», - восхищался Николай II в письме к матери, императрице Марии Федоровне, сразу же после празднования новоселья в сентябре 1911 года. В этой оценке - не только признание высоких профессиональных знаний, художественного вкуса и организаторских способностей Николая Петровича, но и, несомненно, глубокая личная симпатия всей царской семьи к своему архитектору. Иначе чем можно объяснить, что во время Высочайших приездов в Ливадию Краснова стали часто приглашать во дворец даже к завтракам, проходившим в узком кругу семьи и самых доверенных приближенных, а императрица Александра Федоровна, всегда ревниво относившаяся к выбору преподавателей для своих детей, попросила его обучать великих княжон рисованию.
Юго-западная башня дворца Дюльбер
Так уж распорядилась история, что именно в прекрасной Ливадии, у самого берега Черного моря, был построен последний дворец русских царей. Блестящее завершение в императорском имении строительной кампании 1910 -12 гг. принесло ялтинскому архитектору Н. П. Краснову всеобщее признание и почести: в октябре 1911 года он был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора, награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, а через два года Петербургская Академия художеств единогласно избрала Краснова своим академиком.
За время работы в должности городского архитектора Николай Петрович накопил богатый опыт строительстве зданий различного назначения в условиях Южного берега Крыма с его сложным рельефом местности, крутыми спусками к морю, обширными оползневыми участками и сейсмоопасностью. Кроме того, рекомендация знаменитого искусствоведа, академика Н.П. Кондакова, имевшего возможность во время длительного проживания в Крыму оценить талант и высокие нравственные качества молодого архитектора, и, конечно же, общее увлечение - и великого князя Петра Николаевича, и Н.П. Краснова - изучением традиций восточного зодчества окончательно решили вопрос о строителе «Дюльбера».
Спальный корпус санатория Дюльбер
Военный инженер, специалист по фортификационным сооружениям, великий князь серьезно увлекался и гражданской архитектурой, особенно восточной. С детства отличаясь слабым здоровьем, он по совету врачей часто путешествовал по странам Средиземноморья, Магриба и Ближнего Востока, откуда привозил альбомы с собственными зарисовками памятников зодчества населявших их народов, по которым потом сделал несколько эскизов будущего «Дюльбера».
Возведенный в 1895-97 гг. на очень сложном для крупного строительства земельном участке дворцовый ансамбль стал значительной удачей в творческой биографии архитектора. Академик Н.П. Кондаков в статье, посвященной Дюльберу, дал высокую оценку работе Краснова, охарактеризовав дворец как «здание столь же удачное, коль и необычное, в высшей степени истинно-изящное и целесообразное».
Парадный фасад дворца Дюльбер
«Орнаментация Дюльбера очень проста и ограничивается резными наличниками дверей и окон, плафонами, балюстрадами, мушарабиями, - писал Н.П. Кондаков. - Исполнена эта орнаментация в строгом вкусе лучших памятников Египта X-XII вв. и притом весьма практическими, дешево стоящими способами: резные двери, окна и мушарабии не дороже обыкновенных столярных работ. Лепка выполнена отливкой из особой композиции гипса ... Но самое интересное художественно-промышленное нововведение состоит в разделке панелей гипсовыми отливками, воспроизводящими фаянсы до неузнаваемости».
Белоснежные стены украшены цветной мозаикой, синим орнаментом и надписями на арабском языке. Восточный колорит строению придают ниши-михрабы, резные наличники дверей и арочных окон. Разной высоты объёмы венчают зубчатые парапеты и серебристые купола. Над главным входом арабской вязью высечено изречение: «Да благословит Аллах вошедшего сюда».
Рассматривая стилевые особенности дворца, академик замечает: «Трудно было бы определить, в каком собственно стиле это сооружение построено, т. к. его главные части отвечают своими этажами обычным европейским нуждам - в его комнатах, жилых помещениях полно всякого европейского комфорта. Но т. к. главные декоративные части: входы, террасы, плоские крыши, покрытия куполов, боковая башня, форма дверей и окон и вообще всякая орнаментальная часть дворца напоминает сарацинские здания Египта и Сирии, то можно было бы без особой погрешности назвать дворец «арабским» или, вернее, сарацинским. Этот стиль издавна составляет предмет изучения для самого высокого владельца Дюльбера, как стиль необыкновенно оригинальный, глубокий, полный поэтического изящества».
В этом высказывании академика Кондакова нашли свое отражение поиски новых подходов к архитектуре лучших мастеров зодчества последней четверти XIX века. Взяв за основу девиз стиля модерн, достигшего к началу XX столетия наибольшего расцвета - «красота и польза», каждый из архитекторов - приверженцев новаторских приемов в зодчестве, шел своим, только ему присущим путем. Однако во многом сходство подходов к архитектурному решению всех этих, казалось бы, столь отличных друг от друга зданий проявляется также и в том, что их эстетическое восприятие происходит в динамике, в движении, а не в статическом обзоре с какой-то определенной точки. Так, хотя главный акцент художественной выразительности Краснов и делает на парадном фасаде, тем не менее, остальные столь живописны и оригинальны, что каждый новый ракурс обзора дает оконченную картину прекрасного дворца, как бы воссозданного по сказкам Шахрезады.
В этой связи уместно сравнить Дюльбер, как один из первых крупных опытов Краснова в использовании ново стиля, с построенным его бывшим соучеником по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Ф.О. Шехтелем, особняком 3.Г. Морозовой в Москве. Это необыкновенно эффектное здание на Спиридоновке появилось почти в то же время, как и Дюльбер в Kpыму. В отличие от Краснова, которому великий князь сразу определил исторический стиль своего дворца, Шехтель был более свободен в выборе и остановился на английской готике, поскольку в ней доминирует архитектурное, а не декоративное начало. Выразительность «Дюльбера» не только в восточном колорите - это уже не было новость для южнобережной архитектуры - но и в пространственной организации его объема, так же, как и характерные элементы готики сочетались у Шехтеля с совершенно оригинальным композиционным решением дома Морозовой.
Восточная сторона Дворца Дюльбер
Во время возведения всего комплекса дворцовых построек и разбивки парка великий князь вместе с семьей находился в своем южнобережном имении. Он был настолько болен, что даже отказывался от службы в лейб-гвардии саперном полку, шефом которого состоял. К тому же весной 1898 года его супруга, в. кн. Милица Николаевна, ожидала рождения третьего ребенка, и семья приняла решение дождаться этого события в Крыму.
Работа в имении Петра Николаевича столкнула Н.П. Краснова с проблемой, с которой он в своей обширной частной практике, пожалуй, не встречался ни до, ни после «Дюльбера» - полным отсутствием средств у заказчика. Деятельный и практичный Главноуправляющий Двором Его Императорского Высочества, барон А.И. фон Сталь, приступив в 1897 году к исполнению своих обязанностей и ознакомившись с денежными документами Петра Николаевича, пришел в ужас: полная бесхозяйственность, царившая в Придворной конторе, привела к катастрофическому финансовому положению великокняжеской семьи. Нечем было оплачивать многочисленные долги, нечем платить архитектору и рабочим и по счетам за заказанные материалы.
Нижняя терраса парка
Вот отрывок из одного сохранившегося письма того времени, отправленного из Петербурга Главноуправляющим Двора в Крым: «Денег было много и много ушло (?!). Конечно, у Вас много имущества, и очень ценного, но, к сожалению, не дающего процентов, на которые можно было бы жить, а потому нужно его считать как мертвый капитал. ... Денег нет, платежей и требований со всех сторон масса, положение наше день ото дня становится все тяжелее, ибо приходится под разными предлогами увертываться от уплаты. Это, по-моему, очень некрасиво для придворной конторы, и даже подводит многих, как Краснова, Шифферса, которые имеют свои расчеты, ... находятся в зависимости от рабочего люда, который может устроить скандал и, в конце концов все это отзовется на Вас как на владельце!»
В декабре 1897 года, в самый отчаянный момент, барон Сталь даже предложил Петру Николаевичу по возможности продать Дюльбер за 600 тыс. рублей, чтобы расплатиться с долгами. Однако принятые им затем решительные меры (продажа части имения «Знаменка», доставшегося великому князю еще от деда, Николая I, четкая организация работы принадлежавшего ему кирпичного завода в Териоках и ряд других) через некоторое время принесли свои результаты и, наконец, Н.П. Краснову оплатили все его расходы на строительстве «Дюльбера».
Удивительно, насколько непохожи были по складу характера и наклонностям два брата, великие князья «Николаевичи» - Николай и Петр. Несмотря на противоречивость мнений о Николае Николаевиче-младшем, составленных авторами многочисленных воспоминаний о нем, в главном они сходятся: это была яркая, сильная личность, человек честолюбивый, вспыльчивый, зачастую резкий в обращении, но, несомненно обладавший талантом крупного военачальника, всецело преданный военному делу, и теоретически, и практически знавший и любивший военное ремесло.
Секвойядендрон гигантский (Мамонтово дерево)
Великий князь Петр Николаевич был полной противоположностью своему старшему брату. Тихий, застенчивый, он стал военным явно только в силу незыблемых традиций мужской половины династии Романовых. Его серьезными увлечениями были искусство и коллекционирование старинных рукописей по истории, коневодство и разведение породистых собак (в основном такс, что, кстати, приносило ему некоторый доход).
Видимо, эта внешняя «невыразительность» Петра Николаевича и его неспособность контролировать собственные имущественные дела дали повод выдающемуся государственному деятелю России графу С.Ю. Витте довольно нелестно охарактеризовать этого представителя Романовых: «Петр Николаевич был очень милый малый, каким им остался и по настоящее время, но весьма ограниченный и с точки зрения деловой - человек совершенно ничтожный».
Ниша с декоративным водоёмом
Но еще более резкий отзыв оставил Сергей Юльевич в своих «Воспоминаниях» о женах великих князей Петра и Николая - Милице (1866-1951) и Анастасии (1868-1935), дочерях черногорского князя Николы I Негоша: «Ох уж эти черногорки, натворили они бед России... Чтобы рассказать, какие пакости они натворили, нужно написать целую историю; не добром помянут русские люди их память ...». Негодование Витте столь велико, что двух сестер он в основном называет не по именам, а под номерами: черногорки №1 (Милица) и №2 (Анастасия).
Справедливости ради следует сказать, что эти две смуглые балканки, особняком стоявшие в ряду царской родни, вызывали неприязнь очень многих как в аристократических кругах, так и у высшей интеллигенции. Именно им ставили в вину и появление при Дворе Григория Распутина, и огромные суммы, уходившие из российского бюджета в казну Николая Черногорского, и увлечение модным тогда спиритизмом, охватившим затем все светское общество, и многое другое.
Сестры окончили Смольный институт благородных девиц в Петербурге, после чего старшая в 1889 году вышла замуж за в. кн. Петра Николаевича, а младшая - за князя Георгия Лейхтенбергского.
Супружество Анастасии Николаевны оказалось неудачным: князь Георгий Максимилианович, для которого это был второй брак, вел довольно легкомысленный образ жизни за границей, где в основном все время и пребывал.
Пляж Дюльбера, далее пляж Юсуповского дворца, следующий Русалка
Взаимная и, видимо, сильная любовь герцогини Станы (Анастасия Николаевна) Лейхтенбергской и в. кн. Николая Николаевича-младшего началась, когда они оба уже были в зрелом возрасте - ему под 50, ей - около 36 лет. Великий князь сразу же порвал многолетнюю связь с актрисой Александринского театра Марией Потоцкой, а Анастасия Николаевна потребовала от мужа развода.
Пруд с лилиями и золотыми рыбками
В императорской фамилии бракоразводные процессы были весьма сложным делом и начинались с прошения на имя государя. Для наглядности отрывок из письма Георгия Лейхтенбергского Николаю II от 30 октября 1906 года: «Ваше Императорское Величество! Ее Высочество просит меня дать ей согласие на развод, для того, чтобы по признании нашего брака законно расторгнутым, вступить в новый брак с ЕИВ в. кн. Николаем Николаевичем. Дело о разводе было возбуждено Ея И.В., а я со своей стороны, сохраняя полное к ней расположение и любовь, и, полагая сделать ее счастье, соглашаюсь на развод, подавляя в себе все чувства, присущие человеку, мужу и отцу. Соглашаясь на развод, я считаю необходимым оставить за собою по отношению детей от нашего бpака все права отца ... Я оставляю сына (Сергей р.1890) и дочь (Елена р.1892) на попечении их матери, но, в свою очередь, и вправе желать, чтобы дети сохраняли бы расположение ко мне ... Мое благословение всегда будет над ними, вместе с горячими молитвами и счастии их матери и их самих. Позвольте надеяться, что Ваше Величество не откажете мне в моей тяжелой просьбе».
Вступление в брак в. кн. Николая Николаевичи с в. кн. Анастасией Николаевной осложнялось двумя обстоятельствами, которые всегда осуждались православной церковью, а тем более в отношении к столь высокородным лицам: Николай и Петр, родные братья, становились, таким образом, мужьями двух родных сестер и, к тому же, невеста была разведенной женщиной.
Однако великий князь все-таки добился Высочайшего разрешения жениться на герцогине Лейхтенбергской, в основном благодаря поддержке вдовствующей императрицы Марии Федоровны, всегда ценившей «Николашу». Венчаться решили в Крыму, в Ялте, и там же, в южнобережном имении Анастасии Николаевны «Чаир» провести медовый месяц, чтобы как можно меньше привлекать к этому событию внимание прессы. Как записал в своем дневнике за 1907 год Николай II, 10 апреля состоялся «обед в Гусарском полку, который был также мальчишником для Николаши», 11-го апреля - «Обедали: Николаша, Стана и Петюша (в.кн. Петр Николаевич). Перед их отъездом в Крым благословили первых иконами к предстоящей свадьбе», а 13-го - «В 6 час. простились с Николашей».
Бювет возле второго корпуса
Дворцово-парковый ансамбль в усадьбе «Чаир», где провели полтора весенних месяца новобрачные, был второй крупной работой Н.П. Краснова по заказу Романовых.
После событий 1917 года из различных имений в Дюльбер перевезли всех находящиеся в Крыму членов семьи Романовых — вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну, великих князей Александра Михайловича, Николая Николаевича и Пётра Николаевича с семьями. В апреле 1919 года они эмигрировали из России на борту британского крейсера «Мальборо».
Мисхорская гавань
В 1922 году имение Дюльбер, переименовали в санаторий «Красное знамя». Вмещала советская здравница 35 человек. В 1938 году был построен второй корпус санатория, в аналогичном дворцу Дюльбер стиле (архитектор Б.И. Белозерский). Над парадным входом в корпус, над дверью надпись, стилизованная под арабскую вязь – статья сталинской Конституции 1936 года – «Граждане СССР имеют право на отдых».
Дворец «Дюльбер» был значительно разрушен во время Великой Отечественной войны. В 1946-59 гг. был восстановлен силами румынских и немецких военнопленных, однако окраска орнаментации сделана столь грубо, что был полностью искажен первоначальный замысел архитектора.
(«Романовы и Крым» Калинин Н. Земляниченко М.)
Скамья вырубленная в камне
Впоследствии в санатории отдыхали высокопоставленные функционеры ком. партии СССР и видные представители коммунистических партий других стран. В разное время в санатории отдыхали: Луис Корвалан, Клара Цеткин, Арнольд Цвейг, Георгий Димитров, Хо Ши Мин и др. Санаторий был в ведении 4 управления Мин. Здрава.
Второй спальный корпус
В 1977 году в парке ниже дворца, на берегу моря был построен современный десятиэтажный третий спальный корпус, с бассейном и спортзалом.
Вокруг дворца на нескольких параллельных террасах разбит относительно небольшой парк (5.64 га).
Парк создавался одновременно со строительством дворца в английском романтическом стиле под руководством Н.П. Краснова. Значительный вклад в формирование парка в советское время внёс А.И. Вавилин. Удачное сочетание ландшафта с богатством растительного мира, наличие прогулочных дорожек, малых архитектурных форм, смотровых площадок, а также уютных уголков для отдыха позволяют считать его одним из красивейших на ЮБК. Более пятидесяти видов и форм деревьев и кустарников. После Второй мировой войны перед главным фасадом дворца был сооружен круглый бассейн, вокруг которого высажены пальмы.
Романовская лестница создавалась как элемент организации ландшафтного пространства парка в период строительства дворца. (автор Н.П. Краснов).
Фонтан «Лебедь» установлен в конце XIX века. Чугунное литье.
"Бивни мамонта"
Скала отдыха
Пляж санатория Дюльбер
Пляжи Дюльбер, Юсуповский, Русалка, Мисхор. Вдали Мисхорский парк, далее высотные корпуса санатория Ай-Петри
Карта - план санатория Дюльбер
|