В среде тюркских племен возникли существующие и сейчас названия каменных изваяний — бабы, болваны (от иранского “палван” — богатырь, атлет), балбалы (“балбал” — камень с надписью). Вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как "мамай", "марьины камни".
Достоверно неизвестно какое значение несли первые человекообразные стелы, однако смело можно утверждать, что эти произведения древнего искусства играли важную культовую роль в жизни кочевых племен. Каменные изваяния на возвышенностях издавна были характерной приметой южной степи.
Каменные бабы стояли не на пустом месте, они являлись органичной частью поминальных, погребальных святилищ, архитектура которых от эпохи энеолита (времени их появления на курганах) до средневековья отличалась простотой и выразительностью.
Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.
Существуют предположения, объясняющие появление каменный истуканов в южных степях. Наиболее распространенная из версий — о том, что они являются своеобразными степными маяками. Некоторые считают их богинями плодородия.
Неясно являются ли «бабы» — намогильными сооружениями или это идолы; кого они изображают: одни утверждали — героя или бога, другие — умершего предка, третьи — убитого врага. Стояли эти каменные статуи сначала на курганах и сопках, затем на крестьянских межах и в помещичьих имениях, а потом перенесли их в музеи или поместили на площадях, на потеху праздношатающейся публики.
Скифские скульптуры, как правило, датируются VI — IV вв. до н.э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно.
По стилю скифские статуи удивительно разнообразны. Среди них есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры. Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками.
Изваяния можно сгруппировать по типам: «стоящие» бабы, «сидящие» бабы и изваяния «стелообразные», у которых высечена только голова, а туловище представляет обтесанный четырехугольный каменный столб. Каждый из этих типов разделяется на два подтипа: мужские и женские статуи.
На мужских статуях встречаются несколько типов изображений шлемов, нагрудные бляхи и бляхи на спине, соединенные системой ремней. Сбоку — луки, колчаны, сабли, кресала для высекания огня.
На женских и на мужских статуях можно увидеть косы, сапоги со специальными ремнями и пряжками, чтобы кожаные голенища не опускались, сосуды, зажатые двумя руками у живота, гребни, ножи, мешочки у пояса. Часто статуи одеты в кафтан, передние полы которого и рукава богато украшены. У некоторых скифских «баб», имеется в руках прижатый к животу сосуд, чаша или рог.
Существует две теории. Некоторые ученые считают, что каменные бабы олицетворяют убитых врагов. Сами «бабы» — это главные враги, а простые каменные столбы, так называемые «балбалы», которые на Востоке часто сопровождают каменную фигуру,— простые воины.
Поддерживающие другую теорию, считают, что каменное изваяние изображало самого умершего витязя или его жену, а простые камни — «балбалы» — убитых врагов.
Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, "скифского Адама" - Таргитая.
Древние тюрки верили, что убитые враги на том свете станут служить их убийце, а главный убитый враг, тот, кто представлен в виде каменного идола,— станет главным вассалом.
Каменные «бабы» имеют набор самых разных вещей. Это детали одежды, оружия, пояса, сапоги, доспехи, косы и т. п. На женских статуях изображали шляпы, налобные повязки, козырьки у шляп, гривны, ожерелья, серьги, медальоны, на груди, зеркала, висящие сбоку на ремне. |