Ливадия — прекрасный уголок Ялты, лучшего курорта Украины. Летней столицей империи Ялту сделал Александр II, когда в 60-е годы XIX в. обосновался в Ливадии. Это решение остановило отток населения из края после неудачной для России Крымской войны, а вскоре аристократия и состоятельные люди потянулись на отдых в Крым. О Южнобережье заговорили как о русской Ривьере.
Для трех последних императоров и их семей Ливадия стала любимой летней резиденцией. Современная Ливадия во многом осталась такой же, как при последнем царе. Его Белый Ливадийский дворец — одна из главных достопримечательностей Ялты.
В начале XX в. старый дворцовый комплекс, возведенный архитектором Монигетти полвека назад, был уже тесен для большой семьи Николая II. Реконструкцию выполняет ялтинский архитектор Н. П. Краснов.
Строительство нового дворца началось в день именин императрицы Александры Федоровны, 23 апреля 1910 г., а закончилось в храмовый праздник дворцовой церкви — 14 сентября 1911 г. Сложенное из белого инкерманского камня здание — своеобразная архитектурная фантазия на тему итальянского Возрождения.
Строительство дворца обошлось в 2 млн. 600 тысяч руб., а весь комплекс стоил больше 4 млн. Царская семья лишь четырежды отдыхала в новом дворце и прожила в нем в общей сложности год: осень 1911 и 1913 гг., весну 1912 и 1914 гг. Бывая во время войны по делам в Севастополе, щепетильный Николай II не счел возможным навестить Ливадию.
Послереволюционная судьба Ливадии обычна и незаурядна. "Разжалованная" в санаторий, она оставалась притягательной для властителей мира. В феврале 1945 г. здесь встретились Рузвельт, Сталин и Черчилль на конференции антигитлеровской коалиции, а с конца 90-х гг. Ливадия стала одним из тех мест, где на встречах в верхах формируется облик "пост-ялтинского" мира.
Для посетителей Ливадийский дворец открылся 16 июля 1974 г. ПАРАДНАЯ ПРИЕМНАЯ
Такие залы обычно воспринимают как визитную карточку. Здесь архитектор использовал венецианскую стилистику: резные ореховые панели, потолок и наличники с ренессансным орнаментом, а венец всего — люстра с острова Мурано, где до сих пор, уже много столетий, создают подобные шедевры из знаменитого венецианского стекла. Во время Ялтинской конференции именно здесь прошли секретные переговоры по Дальнему Востоку — комната служила кабинетом Рузвельту.
РАБОЧИЙ КАБИНЕТ НИКОЛАЯ II
Необходимость рабочего кабинета в летней резиденции вполне оправдана: личного секретаря у царя не было. Здесь он читал регулярно приходившие в Ливадию документы, принимал с докладами министров. Строгий комфорт этой комнаты вполне соответствовал личному стилю Николая II, располагал к работе. За оформление этого помещения архитектор Краснов был удостоен особой похвалы. В зале сохранились панели мореного клена, камин из крымского диорита и фрагмент старого витража.
БЕЛЫЙ ЗАЛ
Это самое красивое и большое помещение дворца — его площадь 218 м2. Великолепие потолочной лепки подчеркнуто оригинальной системой освещения: по периметру за карнизом расположено около 300 лампочек. Во времена Николая II зал использовался для торжественных приемов, званых обедов, балов. Здесь отмечали 16-летие старшей дочери царя, Ольги. В историю зал вошел как место проведения пленарных заседаний Ялтинской конференции.
БИБЛИОТЕКА
Небольшая проходная комната была библиотекой императрицы, впрочем, книгами пользовалась вся семья. Сама библиотека не уцелела, но довольно точно воссоздана. Сохранившиеся старые книжные шкафы вернулись во дворец уже в 90-е гг. На стенах — акварели Р. Альта, представляющие Ливадию времен Александра II.
ДЕТСКИЕ КОМНАТЫ
Из жилых помещений дворца скромнее всего были оформлены детские комнаты. Не из экономии — это было элементом воспитания. О точности подбора учителей, об их особой близости к царской семье говорит и то, что преподаватели французского и английского языков П. Жиляр и Ч. С. Гиббс добровольно отправились со своими воспитанниками в Сибирь. Уроки живописи царским детям давал архитектор Краснов. В комнате находятся его эскизы и акварели его учениц — великих княжон Ольги и Татьяны.
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ
Небольшая Крестовоздвиженская церковь составляет, по сути, часть Ливадийского дворца. Она была построена еще при Александре II, потом в ней отпевали скончавшегося в Ливадии Александра III. Здесь же принес присягу при вступлении на престол Николай II, и перешла в православие его невеста, принцесса Алиса Гессенская, нареченная Александрой Федоровной. Церковь создавалась как религиозная сокровищница семьи Романовых. Но прежнее убранство и утварь бесследно утрачены, сохранилось лишь заалтарное мозаичное панно работы венецианца А. Сальвиати с оригинала А. Бейдемана. Службы возобновились летом 1991 г.
СЕМЕЙНАЯ СТОЛОВАЯ
Отделанная тисом семейная столовая — одна из самых уютных комнат дворца. Сюда приглашали людей, особенно близких семье: министра двора Фредерикса, родственников, офицеров императорской яхты "Штандарт". В хорошую погоду пикники и чаепития старались устраивать на природе. Большая часть фотографий в столовой сделана самими августейшими фотолюбителями.