Мыс Ай-Тодор состоит из трёх скалистых отрогов, образующих почти недоступный с моря массив. Левый (восточный) отрог мыса называется Лимен-Бурун (Мыс гавани, с греч.), средний отрог — Монастыр-Бурун, здесь находится Аврорина скала с прекрасным замком «Ласточкино гнездо» на вершине, и западный отрог — мыс «Харакс». Этот Самый южный отрог мыса Ай-Тодор, наиболее высокая часть мыса. С давних времен он служил ориентиром на пути мореплавателей. Возвращаясь из своего «хождения за три моря», по пути из Балаклавы в Феодосию, обогнул этот мыс в XV веке знаменитый путешественник Афанасий Никитин.
Инициатива строительства маяка принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом адмиралу М.П. Лазареву, который был назначен командующим Черноморским флотом в 1833 году. С его вступлением на этот пост развертывается строительство новых кораблей, мощных береговых укреплений. Именно в это время и было принято решение о строительстве Ай-Тодорского маяка.
В феврале 1835 года в докладе начальнику Главного штаба адмирал изложил их совместную с генерал-губернатором новороссийского края князем М.С. Воронцовым идею: построить на скалистом мысе Ай-Тодор новый маяк.
Строительство было закончено в ноябре 1835 года. Построили маяк на самой высокой точке мыса Ай-Тодор, где ранее была расположена Римская крепость Харакс. При строительстве были снесены остатки претория — квадратного здания с наружной колоннадой, в котором находился также алтарь Юпитера.
Окончательное освидетельствование и прием состоялись лишь в мае 1836 года. Добротно сложенная девятиметровая каменная башня была поставлена на высоте около 80 метров над уровнем моря и снабжена большим фонарем, в котором разжигался огонь, видный в море с расстояния 22 мили.
Первым топливом для фонаря маяка, дававшему тогда ровный белый свет от огня был рыбий жир! Его расходовалось более 60 пудов в год.
Для поддержания этого огня служитель постоянно должен был находиться в маячной башне, и, чтобы согревать его во время холодной ветреной погоды, архитектор предусмотрел на первом этаже камин, а на втором — установку голландской печи.
В 1865 году на Ай-Тодорском маяке уже появились лампы осветительного устройства, заправлявшиеся петролеумом — дешевым нефтяным горючим, обеспечивавшим более яркий свет. Появились и первые системы вращения маячных аппаратов. Они представляли собой большие, диаметром до двух метров, наполненные ртутью чаши. На ртуть в виде огромного поплавка устанавливалось основание оптического аппарата, которое вращалось вместе с ним под тяжестью падающего, подобно гире маятника часов, груза.
Существенную реконструкцию претерпел Ай-Тодорский маяк в 1876 году. На месте старой башни, простоявшей более 40 лет, была сооружена новая, восьмигранная. Тогда же закончилось строительство двухэтажного дома для обслуживающего персонала. Башня и дом сохранились в первозданном виде до настоящего времени. И в том же году маяк был оснащен новейшим фонарным сооружением и осветительным аппаратом. В августе 1879 года при маяке была открыта метеорологическая станция.
Южная часть мыса Ай-Тодор
В 1906 году маяк оборудован автоматическим туманным сигнальным аппаратом, при плохой видимости подающим звуковые сигналы. На служащих в те годы, помимо основных обязанностей, было возложено наблюдение и за перелетом птиц. Эти данные заносились в специальные журналы и затем передавались орнитологам.
Смотрителями и начальниками Ай-Тодорского маяка были известные в Крыму и на флоте люди. Это генерал Николай Пантелеймонович Федоров, его младший брат Иван Федоров — прекрасный художник, картины которого покупали даже князья. К нему в гости (он был смотрителем с 1891 по 1911 год) часто наведывался Лев Толстой, отдыхавший за 3 версты от маяка, в имении графини Паниной.
Заметный след в биографии маяка оставил титулярный советник Николай Яковлевич Рыжов — участник русско-японской войны, герой Порт-Артура. Но, пожалуй, самым известным и, можно сказать, легендарным маячником был Андрей Ильич Дударь — начальник Херсонесского маяка в годы Великой Отечественной войны, участник Октябрьской революции и Гражданской войны. О его подвиге на Херсонесском маяке много сказано. Начальником Ай-Тодорского маяка он стал в 1944 году после освобождения Крыма и бессменно нес эту вахту до 1966 года, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная в день 150-летия маяка. Его именем был назван теплоход Ялтинского морского порта, курсировавший с туристами вдоль крымских берегов.
Вокруг маяка сохранился реликтовый южнобережный лес: можжевельник высокий, фисташковые деревья, великаны дуба пушистого и др. Сильные ветры, обычные для этих мест, придали кронам здешних деревьев флагообразную форму. Экземпляры дуба пушистого 200-400 и более лет, роща можжевельника высокого возраст деревьев 400-600 лет, а некоторые экземпляры 1000 и более лет.
Можжевельник высокий возраст более 400 лет
Можжевельник высокий возраст более 700 лет
Дуб пушистый возраст более 400 лет
Особый интерес представляет растущее на самой вершине, близ маяка, гигантское тысячелетнее фисташковое дерево, вошедшее в Красную книгу. Это одно из самых старых деревьев Крыма. Своеобразный навигационный знак для древних мореплавателей. Ежегодно к нему приезжает специалист из Никитского Ботанического Сада, для осмотра, замеров, лечения этого патриарха.
Фисташка туполистная возраст более 1000 лет!
История маячного городка крайне интересна. Здесь оставили след русские цари, крупные военачальники, великие писатели и поэты, художники, градоначальники… Архивы сохранили и подробные отчеты о пребывании здесь в свое время Л. Толстого (1901г.), А. Чехова (1889г.), В. Маяковского, о визитах на маяк царствующих особ и великих князей, короля и королевы Дании.
Стараниям нынешнего начальника Ай-Тодорского маяка капитана 2 ранга в отставке Юрия Ивановича Тюрина на территории маяка организован небольшой, но уникальный музей. В 1978 году Юрий Иванович Тюрин стал начальником старейшего на побережье Черного моря Ай-Тодорского маяка. Ю.И. Тюрин легендарная личность посвятившая каждый день своей жизни морскому делу. Юрий Тюрин появился на свет 24 октября в 1927 году в маленькой деревне Елемейке Вачского района Горьковской области. Когда пришло время определяться с будущей профессией, Юрий Иванович твердо решил пойти по стопам отца, 50 лет проработавшего на речном транспорте. Даже Великая Отечественная война не помешала целеустремленному юноше закончить 3-ю Горьковскую военно-морскую специальную школу, а затем и подготовительное училище. Поступил в прославленное Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Молодым лейтенантом гидрографом попал на 7-й Тихоокеанский флот. Занимался «привязкой» маяков на Сахалине. После Дальнего Востока капитан-лейтенанта Тюрина перевели в Крым, в Севастопольский район гидрографической службы. 12 лет капитан 2 ранга Тюрин командовал гидрографическим районом, который охватывал большую часть Крымского полуострова.
В 1982-83 гг. Юрий Иванович стал участником 147-дневной кругосветной экспедиции вокруг Антарктиды, 56 дней которой прошло во льдах и айсбергах. На борту научного лайнера «Фаддей Беллинскгаузен» уже 55-летний (!) Юрий Тюрин преодолел легендарный пролив Дрейка, пройдя морским путем адмирала Лазарева через Севастополь - Анголу - Антарктиду - Новую Зеландию - Аргентину - Бразилию - Гвинею и снова - в Севастополь. Участники экспедиции Военно-морского флота уточнили положение 13-ти островов, открыли 178 подводных гор и возвышенностей, установили условный плавучий буй на месте магнитного полюса земли. Участвовал Юрий Иванович и при археологических раскопках древнеримской крепости «Харакс», с его помощью была проведена консервация остатков стен найденных терм, что позволило сохранить этот памятник истории.
Остатки Римской крепости "Харакс"
В музейной коллекции маяка есть раритеты, которым могут позавидовать солидные музеи и библиотеки. Например, Устав Петра I, датированный 1763 годом. Атласы океанов, карта Антарктиды обновленная при участии Юрия Ивановича, и единственный экземпляр лично им изготовленной карты черноморских маяков, а также образец, запаянный в колбе, антарктической воды, современные и античные лоции. Собранная почти за три десятилетия коллекция астрономических и навигационных приборов. Коллекция якорей, среди которых есть Адмиралтейские, в том числе весом 2,5 тонны, якоря английского капитана Холла, якоря с греческих, финикийских кораблей, и даже каменные и свинцовые. Есть однолапый, двух-, трех- и даже четырех-лапые, всего 22 якоря самых разных времен и конструкций. Да и сам исправно действующий маяк можно причислить к раритетам. Собрана также уникальная коллекция фонарей, особая гордость Юрия Ивановича, включает в себя не только маячные, корабельные и судовые осветительные приборы разных эпох и конструкций, но и авиационные, железнодорожные и бытовые виды фонарей.
Пулевое отверстие в колоколе
Вид с Ай-Тодорского маяка на курорт Мисхор
Ай-Тодорский маяк – путеводная нить, сотканная из света и тепла соединяющая прошлое и настоящее…
Вид с Ай-Тодорского маяка на гору Ай-Петри
|