Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 02:35

Мисхорская гавань

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [20]
Легенды, история Крыма [22]
Легенды Крыма, история
Кунсткамера [11]
Интересное рядом
Курорты России, СНГ [26]
Становление курортов, история, лечение на курортах
Достопримечательности [45]
дворцы, памятные места, парки ...
Автомобилистам [24]
Всё об автомобилях
Астрология [8]
знаки зодиака,гороскопы
Путешествуем [38]
страноведение,туризм,советы,полезная информация
Кулинария [5]
рецепты и советы
Наше здоровье [21]
как сохранить здоровье
Наши дети [7]
взрослым о детях
Наша красота [7]
как приумножить красоту
Он и Она [5]
взаимоотношения
Образование [9]
учиться,учиться и ...
Животные. Живой мир [16]
флора
Наука [5]
Детям [13]
всё для детей и подростков
Отдыхаем [8]
Полезно знать [7]
самая полезная информация на все случаи жизни
Психология [5]
С Богом [9]
Флора [8]
Это интересно [6]
любопытные факты
Юмор [12]
Домоводство [14]
сад,дом,огород,
Юристконсульт [16]
Юридические консультации
Наш опрос
Важно для развития Крыма (курорта)
Всего ответов: 88
Важно для развития Крыма (курорта)
Всего ответов: 88
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Достопримечательности

Тавры. Дольмены тавров - каменные ящики.

      Начиная с I тысячелетия до н. э., а возможно и ранее, на южном побережье и горах Крыма поселились племена тавров, этническое происхождение которых до сих пор окончательно не выяснено. Возможно, тавры являлись коренными жителями Крымского полуострова, а возможно это часть киммерийцев, отступивших в Крым из Северного Причерноморья под натиском скифов. Возможно также, что это племена, пришедшие в Крым через Керченский пролив из Центрального и Северного Кавказа. Достоверно это неизвестно. Устройство могильников - "каменных ящиков", сходство керамики и бронзовых украшений тавров с памятниками Кавказа I тысячелетия до н. э. может означать этническую и культурную тождественность населения горного Крыма и Центрального и Северного Кавказа.

      Самоназвание этого племени не дошло до нашего времени, так как после тавров не осталось никаких письменных источников. "Tauroi" - греческое слово, возможно, связанное с названием местности, давшей имя жившим на ней племенам. Горная система на юге Малой Азии называлось Тавром и в древности считалось, что Крымские, Кавказские и Балканские горы являются продолжением Таврских гор. Херсонесом Таврическим - "полуостровом тавров" назвали Крым античные греки.

      О таврах упоминают многие античные источники. В написанной в середине V века "Истории" Геродот так пишет о таврах: "От Истра идет уже древняя Скифия, лежащая к югу, в направлении южного ветра до города, называемого Керкинитидой. Далее от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую к Понту, населяет племя тавров до полуострова, называемого Скалистым (Керченский полуостров), этот полуостров выдается в море, обращенное в сторону восточного ветра. ...Тавры имеют следующие обычаи. Они приносят в жертву Деве и потерпевших кораблекрушение, и тех эллинов, которых они захватят, выплыв в море, таким образом: совершив предварительные обряды, они ударяют их дубинкой по голове. Одни говорят, что тело они сбрасывают вниз со скалы (ведь святилище воздвигнуто на скале), а голову втыкают на кол; другие же соглашаются с тем, что голову втыкают на кол, однако говорят, что тело не сбрасывают со скалы, но предают земле. Живут тавры грабежами и войной". Живший на рубеже нашей эры знаменитый греческий географ и историк Страбон пишет в своей "Географии", что "большую часть Крыма до перешейка и Каркинитского залива занимало скифское племя тавров". Он упоминает также о Балаклавской бухте - "гавань с узким входом, где тавры (скифское племя) обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством. Эта гавань называется Симболон Лимен и образует вместе с другой гаванью под названием Ктенунт перешеек в 40 стадий". О таврах писали Диодор Сицилийский, Тацит, Аммиан Марцелин, называя тавров "варварами и убийцами", занимавшимися пиратством. Однако, согласно археологическим данным, при раскопках поселений тавров не обнаружено никаких предметов (кроме бус), полученных в результате пиратских набегов и грабежа чужеземцев.

      Большинство таврских поселений было сконцентрировано на южном берегу Крыма - морском побережье от мыса Айя до Феодосии шириной от двух до восьми километров, занимающим один процент его территории и в Крымских горах на южной и юго-восточной части Крымского полуострова. Крымские горы достигают высоты до полутора километров на юге и двести метров на севере и имеют длину до ста пятидесяти и ширину около пятидесяти километров. Самая высокая гряда Крымских гор - южная, протянувшаяся от мыса Фиолент и Балаклавы до Старого Крыма и гор Агармыш и Тепе-Оба у Феодосии. Плоские вершины южной гряды называются "яйлами", что в переводе с татарского означает "пастбища", и обычно имеют ширину до четырех километров. Главная гряда Крымских гор состоит из Ласпинской, Форосской, Ай-Петринской, Ялтинской, Никитской Яйл, Бабуган-Яйлы, Чатыр-Дага, Демерджи-Яйлы, Долгоруковской и Караби-Яйлы. Эти "яйлы" - "пастбища" использовались таврами для выпаса овец и ведения отгонного скотоводства. Широкие долины между южной и средней грядой Крымских гор, начинающейся у Инкермана и через Белогорск доходящей до Феодосии, были удобны для постройки таврских селений. Для охоты и жилья тавры также использовали предгорные районы третьей гряды Крымских гор, соединяющейся со второй грядой восточнее Зуи. Путь на южный берег Крыма закрывала построенная таврами оборонительная стена двухметровой толщины, сложенная насухо из крупных камней и проходившая с севера от подножья мыса Эклизи-Бурун на юг до обрыва у верховьев реки Альмы. В северной и южной части стены было двое ворот, сделанных в виде проемов.

      Тавры жили компактными семейными общинами, совместно ведущими хозяйство, в поселениях, расположенных в долинах и предгорьях у воды и труднодоступных горных хорошо укрепленных убежищах, сделанных из камней. На местах их расселения нет следов греческих колоний, почти нет изображений тавров у греческих мастеров. Основными занятиями горных тавров были охота и отгонное скотоводство - сезонные перекочевки со стадами из долин на "яйлы" и обратно. Стада тавров состояли из овец, коз, коров и волов. Тавры, населявшие предгорные районы и долины, занимались мотыжным земледелием и рыболовством, ткачеством и прядением, литьем из бронзы. Было развито гончарное производство. Гончарного круга ранние тавры не знали, посуда изготавливалась вручную ленточным способом и потом обжигалась на костре или в примитивных гончарных печах.

      В Крыму известны десятки таврских памятников. Основными памятниками тавров IX-- VI века до н. э. являются поселение Уч-Баш вблизи Инкермана, Альма в пяти километрах от села Партизанское, Ашлама-Дере в четырех километрах к востоку от Бахчисарая, Балаклавское против Балаклавской бухты, Белогорское на левом берегу реки Карасу, Таш-Джарган у села Краснопещерное в семи километрах к югу от Симферополя. Самым ранним таврским памятником в Крыму является поселение Уч-Баш у Инкермана. Селение было окружено оборонительной стеной из одного ряда необработанных камней. Внутри стены находились жилища неправильной прямоугольной формы, каждый площадью около сорока пяти квадратных метров. Стены жилищ состояли из каркаса, обмазанного глиной, смешанной с соломой. Внутри полуземлянки находился очаг для приготовления еды и яма для золы. Возле жилищ были вырыты хозяйственные и очажные ямы диаметром до двух метров и глубиной до полуметра, и ямы для хранения зерна диаметром до полутора и глубиной один метр. При раскопках обнаружено много обломков керамики - посуды, хозяйственные горшки высотой полтора метра, каменная литейная форма, обломки каменных мотыг, каменные зернотерки, кремневые вкладыши для серпов. Найдено много зерен пшеницы, ячменя, фасоли и гороха, кости диких и домашних животных - свиней, овец и коз.

      Поселения тавров VI- V века до н. э. обнаружены на горе Кошка у Симеиза, на горе Караул-Оба у поселка Новый Свет под Судаком, в пещере Кош-Коба у деревни Лесное в двадцати пяти километрах к востоку от Симферополя. Известны поселения тавров у села Красногорское Зуйского района, Симферопольское у реки Салгир, Инкерманское у впадения в море реки Черной, пещеры Юсуф-Коба III, Сюндюрлю-Коба, Шан-Коба, Фатьма-Коба в Байдарской долине. В этот период тавры расселились и в прибрежных районах Керченского полуострова.

      Поселения тавров V-- I века до н. э. найдены на мысу Ай-Тодор в семи километрах к юго-западу от Ялты, на горе Аю-Даг в трех километрах к востоку от Гурзуфа, на горе Крестовой в Алупкинской долине, на горе Кастель в пяти километрах к юго-западу от Алушты, в Осиновой балке и у села Заветное вблизи Бахчисарая, в селе Айвазовское Старо-Крымского района. Между селами Залесное и Крепкое обнаружено таврское убежище Кызык-Кулак-Кая.

      В единственном не разграбленном могильнике Мал-Муз в Байдарской долине найдены клинок железного меча, железный кинжал, наконечники стрел, железный топор, конская сбруя, украшения из бронзы - подвески, гривны, браслет, бляшки, кольца, бусы, керамическая посуда. В других таврских селениях при раскопках найдены: хозяйственная и кухонная посуда - сосуды, горшки, жаровни, дуршлаги; столовая посуда - миски, чашки, кубки и кувшины; каменные и кремневые орудия - топоры, мотыги, грузила, жернова, ножи, кремневые стрелы; изделия из кости - пряслица, украшения, шила, иглы, проколки; металлические изделия - железные украшения, конская сбруя и оружие - топоры, мечи, наконечники для стрел.

      В религии тавры унаследовали от матриархата божество Деву, олицетворявшую плодородие. Деве приносились человеческие жертвы. Страбон пишет, что на мысе Партенит у Аю-дага стоял храм Девы. Таврские святилища Девы обнаружены в пещере Ени-Сала у села Чайковское, в пещерах Кизил-Коба, в урочище Селим-Бек у Ялты, в котором найдено много пятнадцатисантиметровых терракотовых статуэток Девы. Культ таврского божества был распространен и в греческих городах-колониях на Крымском полуострове, в частности в Херсонесе. С VI по III век до н. э. тавры и античные греки жили мирно, херсонесский некрополь этого периода был совместным. Тавров неудачно пытались покорить киммерийцы, Херсонес и Боспорское царство. В III веке начались набеги тавров на греков, захватывавших новые земли для своих виноградников.

      Рабства у тавров не было. В I веке в античных источниках тавров стали называть "тавроскифами" или "скифотаврами". При перемещении центра скифского государства в конце III века до н. э. из Северного Причерноморья в Крым и усиления его могущества началась мирная ассимиляция тавров и скифов - оседлых и кочевых племен разной этнической принадлежности. Впоследствии тавры и скифы совместно воевали против отрядов понтийского полководца Диафанта. Скифы испытали большое влияние культуры тавров, использовав, в частности, знания и приемы тавров в горном деле и фортификации при строительстве своих крепостей и укреплений.

      Согласно историческим источникам тавры как отдельный народ существовали до IV века.

      Исторические источники, рассказывающие об этом периоде, упоминают и о предках славян. Общая прародина единой индоевропейской общности, из которой вышли древнейшие предки славян, точно не известна, возможно, это Передняя Азия. Достоверно известно, что около II тысячелетия до н. э. предки славян освоили вторую прародину - земли между Днепром, Карпатами и Одером. В I тысячелетии до н. э. на этой территории образовалось первое объединение праславян, возможно, совместно со скифами - сколоты.

     «Каменные ящики»

     Сложенные из четырех каменных плит, поставленных вертикаль­но, и прикрытые пятой плитой, каменные ящики представляли собой погребальные склепы. Очень часто каждая стенка каменного ящика состояла из нескольких, подогнанных друг к другу камней.

      Толщина плит более или менее стандартна — 20—25 см, редко до 40 см. Поверхность их сохраняет рельеф слоев породы и, следовательно, говорит в пользу того, что плиты не были отесаны. Толщина их соответствует толщине слоев известняка в коренном залегании. Продольные плиты значительно длиннее и выступают на 15—50 см за торцы поперечных плит. Внутренние габариты (длина, ширина, глубина) наименьших ящиков — 1,2x0,7 х 0,6 м, наибольших —2,4x1,2x1,2 м. Размер некоторых покровных плит достигает 2,5x1,5 м при толщине 0,3 м, что соответствует весу 2,5 г; вес же большинства плит, пошедших на сооружение ящиков, обычно от 0,5 до 1,5 т. Каменные ящики расположены цепочкой вдоль гряды, друг за другом, с интервалами в 5—15 м, или группами по 3 — 5 штук. Зачастую они окружены каменными вымостками или оградками из поставленных на ребро камней.

       Большинство из них было разграблено еще в древности. Сохранившиеся останки позволяют утверждать, что каждый каменный ящик использовался для многократных погребений. В некоторых ящиках находят до 40-60 черепов и гру­ды костей. Умерших укладывали в скорченном положении (как-бы сидя) на боку до тех пор, пока каменный ящик не заполнялся. Тогда его очищали от костей, оставляя лишь черепа, и продолжали хоронить. В одном из погребений Мал Муза обнаружено 68 черепов. Видимо, ящики были собственностью отдельных семей и передавались из поколения в поколение как семейная святыня и как материальная ценность: каждая плита весит от четверти тонны до 2 т; соорудить такой склеп было не просто. Погребальный инвентарь составляли бронзовые наконечники стрел, спирали-под­вески, проколки-булавки, раковины каури, бусы из египетской пасты, слепленные из черной глины кубки и горшки — предметы, ко­торые тавры считали необходимыми в их земной и загробной жизни. Вместе с погребенными хоронили различные вещи: оружие (мечи, кинжалы, стрелы) и конскую сбрую скифских типов, многочисленные бронзовые украшения (кольца, браслеты, височные подвески, гривны, бляшки, серьги), бусы, раковины каури. Все могильники датируются в пределах VI–V вв. до н.э. Весь этот погребальный инвентарь отождествляют с примитивной кизилкобинской культурой Крыма.

      У тавров проявления древней мегалитической культуры сохранялись на протяжении I тыс. до н. э., к концу которого она приходит в упадок по мере увеличения контактов с более динамичными греческой и позднескифской культурами. Еще в прошлом веке горный и прибрежный Крым представлял собой редкую картину обилия подобных памятников, в особенности каменных ящиков, которые иногда называют крымскими дольменами. В отличие от кавказских дольменов — грандиозных наземных сооружений из цельных каменных плит с круглым отверстием в торцовой вертикальной стенке, крымские дольмены несколько меньше по размерам и обычно скрыты под земляной насыпью.

       Добыча и искусство обработки камня играли в культуре тавров большую роль. Огромного труда требовало строительство могильников. Расстояние от них до ближайшего месторождения камня нередко превышало километр. Здесь выламывались и транспортировались плиты для каменных ящиков длиной до 2 м, высотой — более 1 м, толщиной 25–30 см, весившие примерно 2 тонны. Чтобы отколоть такую глыбу от материнской скалы, необходимо было выбрать слоистое строение камня, найти сравнительно легко отделяемые части, которые, по-видимому, откалывались с помощью клиньев, сделанных из твердых пород дерева. Затем плиты водружались на деревянные катки и доставлялись к могильнику. Обработка их на месте, выдалбливание пазов, куда вставлялись поперечные стенки, велась каменными, а позднее металлическими орудиями. В сооружении каменных ящиков принимал участие весь род. В одном ящике подчас встречается до 30–45 захоронений с оружием. Инвентарь погребений довольно беден: бронзовые украшения, каменные орудия, раковины каури, пастовые бусы; с V в. до н. э. появляются железные мечи-акинаки, железные ножи и удила, что свидетельствует о связях со скифами.

        Кое-где найдены жилища тавров. Многие укрепленные пункты в Горном Крыму и на Южном берегу также приписывали таврам. Почти все исары Южного берега квалифициро­вали как таврские убежища. Это оказалось ошибкой, но, несомненно, у тавров были убежища — поблизости от могильников, как пра­вило, в труднодоступных местах, на скалах. Заме­тим, что о таврах нам известно из древнегреческих источников не­сравненно больше, чем по материалам археологических исследований. Никакие обломки керамики и каменные ящики не в состоянии поведать того, что рассказывают о таврах их современники и их со­седи — греки.

       Слои с остатками материальной культуры тавров обнаружены и на Южном берегу, и в Горном Крыму — от Гераклейского полу­острова на юго-западе до меридиана Алушты и еще несколько севе­ро-восточнее. Это очерчивает ареал тавров в I тыс. до н. э.

      Что произошло с ними позднее, в первых веках нашей эры? Вымер ли этот народ, ушел ли он в неведомые земли или, быть мо­жет, смешался с новыми пришельцами — все это остается загадкой. Наверное, ближе к истине те, кто предполагает растворение тавров в этнически разноликой массе последующего населения Крыма.

Больше фото здесь: http://searuss.ucoz.ru/photo/krymskie_dolmeny_tavrskie_kamennye_jashhiki/52

Категория: Достопримечательности | Добавил: russel (11.12.2014) | Автор: Russel E
Просмотров: 3600 | Теги: некрополь тавров, Ялта, могильник тавров, каменные ящики, дольмены, достопримечательности Крыма, древние народы Крыма, захоронение тавров, тавры, склеп тавров | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Все проекты компании
  • ПОДБОР НЕДВИЖИМОСТИ

    E-mail отправителя *:
    Вид жилья *:




    Заезд/Выезд *:
    Описание/ссылка/дополнит. пожелания *:
    количество человек/дети *:
    Желаемая стоимость/ бюджет в сутки *:
    код безопасности *:


    To Rent the house apartment in Yalta © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz