Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
Есть такие художники,
творчество которых, их личности и сама их жизнь настолько необыкновенны, что не
только современники, но и последующие поколения не перестают им удивляться.
Таким был Рихард Вагнер. Композитор и дирижер, поэт и драматург, музыкальный
теоретик и публицист. Никто из музыкантов — ни до, ни после Вагнера — не
прошел такого бурного, такого извилистого пути, никто так не метался в своих
исканиях между различными, порой полярными, идеями и принципами. И никто, как
Вагнер, не был наделен такой громадной, целеустремленной волей, которая не
только позволила ему, а вернее сказать, заставила его работать при любых
условиях и преодолевать неисчислимые препятствия и в конце концов привела его
к прижизненному триумфу.
В
отличие от едва ли не всех своих великих собратьев по искусству, в детстве
Вагнер не выказывал способностей и даже интереса к музыке. «Из тебя никогда
ничего не выйдет!» — крикнул ему однажды разгневанный его «тупостью» учитель
музыки (и, между прочим, Вагнер так и не выучился сколько-нибудь порядочно
играть на фортепьяно). Но пятнадцати лет от роду Вагнер случайно услышал в
концерте музыку Бетховена (то была увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт»), которая
буквально потрясла его; целую неделю он пролежал в жестокой лихорадке, а
выздоровев, понял, что станет музыкантом.
И
стал им. В ближайшие же годы почти без всякой помощи, самоучкой, он научился
всему, что необходимо знать музыканту-профессионалу. И к двадцати годам был уже
автором целого ряда не только интересных, но и совершенно зрелых сочинений, а в
двадцать три — дирижером оперного театра. Скажем здесь еще, что дирижером
Вагнер был, без сомнения, замечательным, великим, и самые высокие достижения
его в этой области связаны с исполнением бетховенских симфоний.
Год
1849-й. Увлеченный идеей революции — этой «вечной юной матери человечества,
идущей на крыльях бури с высоко поднятым челом... с мечом в правой и факелом в
левой руке...» (это — цитаты из его статьи), двадцатишестилетний руководитель
Саксонского придворного оперного театра Рихард Вагнер вместе со своими-друзьями-анархистами,
вместе с Михаилом Бакуниным сражается на баррикадах Дрезденского восстания. Его
как «государственного преступника» разыскивает полиция, он должен бежать из
Германии. Год 1876-й. Всемирно прославленный, окруженный сонмом восторженных
приверженцев, Рихард Вагнер открывает театр, выстроенный и предназначенный
специально для постановки величайшего его творения — тетралогии «Кольцо
нибелунга». Теперь он любимец немецких королей, исповедует самые крайние,
шовинистические и клерикальные идеи. К. Маркс называет его «казенным
музыкантом».
«Я
играю фортиссимо на всех клавишах моей души!» — говорил Вагнер. И правда, вся
его жизнь, художническая и личная, отмечена громадным напряжением духа.
Общаться с ним — даже тем людям, которые его любили и восхищались им,— было
чрезвычайно трудно, сложно. Но при многих весьма непривлекательных чертах его
натуры, при непомерной гордыне, мнительности и завистливости, даже нетерпимости
к любому чужому успеху было в Вагнере, художнике и человеке, нечто такое, что
властно привлекало к нему человеческие сердца. И дело тут не только в том
громадном личном обаянии, но и в том, безусловно, что в нищете и безвестности,
в славе и богатстве он страстно, беззаветно служил «высокому искусству» («Я
создан не для того, чтобы зарабатывать деньги, но чтобы творить!»)... Несмотря
на порой жестокие идейные и эстетические ошибки, просчеты, срывы, он действительно
был великим музыкантом, оставившим нам много прекрасной музыки.
Увертюра
к опере «Тангейзер», принадлежащая, по общему и безусловному мнению, к числу
самых замечательных вагнеровских симфонических созданий.
Она
начинается темой строгого аккордового склада, которую ведут духовые
инструменты (кларнеты, фаготы, валторны) в низком своем регистре. Тихое,
размеренное движение этих аккордов напоминает нам звучание органа. Это — тема
паломников, идущих на покаяние в «папский город» — образ очень важный (как в
опере, где он звучит неоднократно, так и в увертюре) и глубоко неоднозначный.
Это и картина религиозной торжественной процессии и, что гораздо более важно,
выражение идеи сурового нравственного долга.
Как
бы по мере приближения шествия звучность музыки мало-помалу нарастает, и вот у
струнных, с их гораздо более теплым тембром возникает вторая тема, горестная,
сокрушенная — тема «покаяния Тангейзера»,
Опера
«Тангейзер» (первое представление ее состоялось в Дрездене в 1848 году) имеет
в своей основе два источника. Первый — старинная (XIII век) легенда о рыцаре
Тангейзере, проведшем семь лет в царстве языческой богини любви и красоты
Венеры и проклятом за это папой Римским, Второй источник — также относящееся к
средневековью и очень популярное в Германии предание о рыцаре-миннезингере
(трубадуре) Генрихе фон Офтердингене, одержавшем победу на состязании певцов.
На основе этих двух источников Вагнер-драматург создал новое вполне
оригинальное и цельное повествование, идея которого состоит в происходящем в
человеческой душе вечном борении между стремлением ко всем радостям земного
бытия и осознанием своего нравственного долга. Тот же замысел лежит и в основе
увертюры к опере, представляющей собой самостоятельное симфоническое
сочинение. Отсюда такая необычная картинность, театральность музыки, отсюда и
грандиозные по своему замыслу масштабы увертюры.
Звуки
хорала словно истаивают, уступая место новым звучаниям, новым образам. Сам
Вагнер в своей подробной и весьма красиво написанной программе говорит об этом
так: «Вечерние сумерки: последние замирающие вдали звуки песни. С наступлением
ночи появляются волшебные видения; дрожит и кружится розовый туман, торжествующе-сладострастные
звуки достигают нашего слуха...» Стремительность движения, острый импульсивный
ритм, высокие регистры струнных и деревянных духовых — все это создает
действительно волшебную, фантастическую картину.
Но
вот на этом фоне появляется отчетливая, яркая, смело взлетающая ввысь мелодия.
«Привлеченный соблазнительным видением, появляется Тангейзер, певец любви, Он
поет свою гордую, ликующую любовную песнь радостно и вызывающе, как бы для
того, чтобы подчинить себе это великолепное волшебство».
И
снова все меняется... Венера, узнав о стремлении Тангейзера вернуться к людям,
пытается отвлечь его. Здесь музыка приобретает новый тонкий, прозрачно-нежный
колорит. Как говорит программа, «в соблазнительном полумраке, разлитом вокруг
Тангейзера, очарованный взгляд его замечает непередаваемой красоты женский
образ… Это появилась перед ним сама Венера».
Дальше
вновь закружится вакханалия... К мощной оркестровой массе присоединяются ранее
молчавшие инструменты: треугольник, тарелки, бубен. И после оглушительного
удара всего оркестра и следующего за ним стремительно падающего хроматического
пассажа (словно рушится Венерино царство!) снова возникает тема хорала
пилигримов. Но буквального повторения здесь нет. Тема пилигримов по-прежнему
величественна, но новый маршевый размер делает ее еще более мужественной. И
пассажи скрипок, сопровождающие тему «раскаяния Тангейзера», звучат по-иному,
гораздо более взволнованно. «Так волнуются и кипят все пульсы жизни в песне
искушения, — пишет Вагнер, — и оба противоположных элемента, дух и
чувственность, Бог и Природа сливаются в священном поцелуе Любви». |