В уютном Лаврушинском переулке светлый
дом с входом, похожим на причудливый терем в золотых кружевах. Этот фасад в
древнерусском вкусе создал художник Васнецов, для картин которого еще
Третьяковым отведен отдельный «Васнецовский зал», а могучих «Богатырей» видно
издалека, через анфиладу комнат.
Красочное полотно «После побоища
Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», грустящая у опасной
сказочной воды... Васнецовы нашей культуры то тихо и ненавязчиво, то проповеднически-страстно
напоминают нам о том, от чего отмахнулись, кажется, навсегда,— о жизни
духовной, о душе.
1873
год Васнецову 25 лет — еще молодой, в блузе с бантом, лицо серьезное, строгое;
все у него в будущем, в будущее он и устремлен; автопортрет помечен. Его
ранние работы, жанровые, о городском житье-бытье («Книжная лавочка» «Нищие
певцы», «С квартиры на квартиру» и др.). Такие картины открывают зрителям
людские типы, бытовую сторону жизни, ушедшей теперь в далекое-далекое прошлое.
Но в этой ранней, еще очень скромной по колориту живописи уже проглядывает
интерес Васнецова к духовной стороне жизни человека. Выражены здесь и детские,
юношеские впечатления — нищие певцы поют, опустившись на сухую землю у ворот
церкви в селе Рябово, вдали виден дом, где родился художник...
Был
он сыном священника, потомственного сельского священника. Это значит, что его
деды и прадеды кончали в Вятке духовную семинарию, уезжали в дальние села
служить — крестили, венчали, отпевали, о нравственности радели, о Боге
думали. Атмосфера в васнецовской семье была духовно возвышенной.
Виктор Михайлович тоже окончил Вятское
духовное училище, а с последнего курса семинарии ушел, чтобы получить
образование в Петербургской Академии художеств и стать живописцем. Дело
художника для него было тем же служением людям, поиском красоты, правды,
истины... «Исторические грезы» тревожат воображение романтически настроенного
юноши. А в 1878 году Васнецов покидает Петербург, чужой для него город, едет в
Москву, прежнюю древнюю столицу, сама патриархальная атмосфера которой действует
на него вдохновляюще, соединяет с прошлым. Он выбрал для себя дорогу давно
нехоженую — былинную, сказочную, проложенную в древности фантазией, мечтой,
талантом его народа. В древнюю, сказочную Русь идет художник за красотой и
правдой. Открывает ее в былинных защитниках святой Руси, в Еленах Прекрасных и
Иванах-царевичах. Засияла песенными красками русская древность на его
полотнах, как сияла она когда-то в иконах и в книжных миниатюрах. Смеялась
иная публика над Васнецовым: не до сказок, мол! Только самые прозорливые
уловили, с какой молодой художественной силой возвращает
художник родине поэзию народа своими монументальными и лирическими полотнами.
«Я только Русью и жил» — известные его слова.
Сказка
Васнецова прекрасно вписалась в общий ансамбль она не солирует, как можно
было ожидать. Потому что другое властно притягивает к себе внимание — его
портреты и эскизы к росписям в соборе Святого Владимира в Киеве. Этой
гигантской работе Виктор Михайлович отдал десять лет жизни. О ее цели и смысле
он сказал в письме к художнику В. Д. Поленову: «...я крепко верю в силу идей
своего дела... в храме художник соприкасается с самой положительной стороной
человеческого духа — с человеческим идеалом».
Прежде
чем приступить к работе, Виктор Михайлович в 1885 году едет на месяц в Италию,
чтобы своими глазами увидеть древние византийские храмы, мозаики, а также
искусство художников Возрождения. Рафаэль и Микеланджело потрясают его своей
художественной и творческой мощью. Эти впечатления не пройдут для него
бесследно, хотя, возможно, церковная живопись требовала более древних,
архаичных форм, но ведь древнерусская икона как произведение религиозного
искусства была открыта лишь в XX веке. Непомерно трудно бывало Васнецову в
Киеве, не хватало ему общения с близкими по духу людьми, которые разделяли бы
его взгляды и чувства. Ими он делится в письмах к Елизавете Григорьевне
Мамонтовой, наиболее духовно близкому ему человеку.
Жена известного мецената и
промышленника Саввы Мамонтова, создавшего в подмосковном имении Абрамцево
кружок из лучших художников того времени, Елизавета Григорьевна была наделена
особыми душевными качествами, она, как говорили о ней художники, отвечала
«щедро, полно на все запросы ума и сердца». Это она написала Виктору
Михайловичу, что его работа в храме — «путь к свету», и он, усталый, одинокий,
встрепенулся: да, да, ради этого света надо забывать все невзгоды... «Какое
мне дело, велик мой талант или мал — отдавай все!»
Васнецов
воплотил этот свет, свет любви. Тихое, нежное сияние его различаешь
постепенно, по мере приближения к огромному, вытянутому в ширину полотну. Это
«Преддверие Рая», или «Радость праведных о Господе» — сюжет, выражающий смысл
христианского вероучения о Царстве Божием, мечту о вселенской гармонии,
воплощенную художником в божественном символе — Свете. К этому Свету в
духовном и телесном порыве устремлены чистые жены-великомученицы, среди них
узнаешь премудрую Софию с дочерьми (Верой, Надеждой, Любовью), а в Софии
угадываешь неожиданно черты Елизаветы Григорьевны Мамонтовой... Сонм святых
несут к Свету сияющие жемчужно-белые огромные ангельские крылья. В ликах —
скорбь, страдание и радость, экстаз. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Свет тихий. 1885-1896. Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Триптих. Левая часть. Бумага на холсте, гуашь, акварель, тушь, белила, бронза. 295 x 482. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В
этом творении Васнецова — глубоко и сильно воплощены духовные поиски художника
и его современников, философов, писателей. «Гением религиозного чувства» назвал
Васнецова философ и богослов отец Сергий Булгаков и сравнил его с Достоевским:
«Васнецов — это Достоевский в живописи». Не так уж много было сторонников
этого взгляда среди тех, кто интересовался творчеством Васнецова и при его
жизни, и после. Отказывали ему в подлинной духовности, считали манерным,
фальшивым, сравнивая его образы с древней иконописью. Но сегодня что нам в
этом, если чувствуешь у его полотен особую атмосферу чистой веры, искренность,
бескорыстие и что-то снимаешь с себя наносное!
Три царевны подземного царства
Таинственная прелесть младшей из «Трех
царевен подземного царства», и великих княгинь Ефросиньи и Евдокии,
погруженных в молитвенное созерцание, нежная Снегурочка с ее нездешней
красотой.
Все они сестры на этой земле. В их образах Васнецов тоже искал истину
и создал свой, васнецовский, идеальный тип женской красоты и духовности. И еще
можно смело сказать, что после Рафаэля спустя столетия только русскому художнику
удалось воплотить святое материнство, святую жертвенность Матери во имя спасения
рода человеческого.
богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве (1885-1896)
Знаменитая Богоматерь с младенцем
Васнецова — Царица Небесная, идущая навстречу людям в сдержанной скорби и
радости любви, вселяющая веру в эту любовь.
Васнецов
был мудрец, склонный к философским размышлениям художник. Это русский
интеллигент, не расставшийся со своим народом. В Москве он живет в собственном
доме, где все согласуется с его «древнерусским вкусом» и убеждениями. Его
дневниковые записи, которые он ведет в зрелые и старческие годы, превращаются
в трактаты о смысле жизни, о добре и зле...
«Страшный Суд». Не устрашающие сцены, к слову, несколько театральные, задерживают внимание.
А темная женская фигура — она склонилась над сыном, ведущим Суд, и, нежно
прикасаясь рукой к Его плечу, молит за страдальцев. Самой пластикой склоненной
головы выражены великая скорбь, мольба о прощении... Гений художника донес
мольбу Матери, радеющей за всех нас. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали |