Длина пешеходного пути от озера Караголь — 7 км. Время — 3 часа. Это самый доступный для всех маршрут. Основные ориентиры: остановка автобусов «Караголь» — «Гриб лесника» (на повороте шоссе со знаком «10 км»)—поворот шоссе со знаком «12 км» —поворот шоссе со знаком «13 км»—домик дорожного мастера «Пендикюль» — поворот шоссе со знаком «17 км» — скала Шишко.
Подъем на Ай-Петринское нагорье по отрогу Иограф, по Ставрикайской, Кореизской и Таракташской тропам не представляет большой трудности для тех, кто уже знаком с туризмом, кто идет налегке, без тяжелых рюкзаков, в кедах или горных ботинках, для жителей Ялты и Алупки, решивших провести субботу и воскресенье на нагорье, для производственных и школьных групп туристов прибрежных поселков.
Для тех же, кто впервые решил встать на туристскую тропу, увидеть величавые зубцы Ай-Петри или заночевать на плато и встретить восход солнца, кто с семьями или небольшими группами путешествует по Крыму с тяжелыми рюкзаками, лучше всего подниматься на Ай-Петри вдоль шоссейной дороги Ялта — Ай-Петри — Бахчисарай.
Но прежде чем вы сделаете первые шаги по асфальту шоссе, разрешите дать вам один совет: не сворачивайте на первую же замеченную и заманчивую тропинку. Их очень много отходит от дороги, и все они заканчиваются через один-два километра в каком-нибудь карьере или урочище. Приходится возвращаться и начинать все сначала. Маршрут по тропам по сравнению с движением по шоссе сокращает расстояние на 7 км. Если вы уже устали, то можете выйти па дорогу и продолжить движение по асфальту шоссе.
Туристам, которые плохо переносят поездку в автобусе, и любителям дальних пешеходных маршрутов рекомендуем из Ялты пройти по Ай-Петринско-Бахчисарайскому шоссе до знака «4 км», мимо автобусной остановки «Исары» и за мостиком свернуть влево на тропу, расширенную бульдозером. Начало тропы обозначено стрелками-указателями. Через два с половиной километра подъема тропа выведет вас к «Грибу лесника» прямо на знак «10 км» шоссе.
Но на этом переходе вы не увидите водопада и Караголя. Караголь (Черное озеро) находится на девятом километре шоссе Ялта — Ай-Петри - Бахчисарай. Летом 1968 года на его берегу был построен ресторан «Лесной». Своеобразное двухэтажное здание срублено из толстых сосновых бревен в виде русской избы. Осмотрев озеро нужно идти по левой обочине шоссе навстречу движущемуся транспорту. Через семьсот метров на крутом повороте со знаком «10 км» находится огромный гриб, сооруженный работниками лесничества.
От «Гриба лесника» начинается тропа, обозначенная голубыми стрелками-указателями. Она проходит через «пьяную рощу» — участок большого оползня, наклонившего крымские сосны в разные стороны. Мелкий подлесок из лещины, дуба и ясеня прикрывает туристов от жаркого солнца. Осенью после дождей тут можно набрать много рыжиков. Через один километр тропа выходит на обочину шоссе к километровому знаку «12 км», от которого нужно идти мимо турбазы «Тюзлер» (Поляны).
Hа следующем этапе пути от поворота со знаком «13 км» надо пройти сто метров до второго правого поворота, подняться по тропе, хорошо видной на каменистой осыпи, миновать бассейны водохранилища «Тюзлер» и по шоссе выйти к домику дорожного смотрителя «Пендикюль» (Пять озер). Здесь, у родника, под тенью ягодных тисов можно сделать привал, рассчитать свои силы и решить, по какому маршруту двигаться дальше.
Первая, более легкая тропа начинается между двух сосен и помечена голубыми стрелками. Улучшенная в самом начале бульдозером, она по мостику пересекает ручей, круто поворачивает влево и через двести метров выходит на лесную поляну, где разветвляется на три тропы. Крайняя правая через пять минут подъема пересечет шоссе и выйдет на поворот дороги со знаком. «17 км». Отсюда два километра пути по тропе до видовой площадки на скале Шишко.
А вот более трудный путь. От «Пендикюля» по шоссе пройти поворот и свернуть влево на автогрунтовую дорогу, которая несколько раз пересекает асфальт шоссе и выводит к Серебряной беседке. Серебряная беседка поставлена на горе Пендикюль на высоте 865 м над уровнем моря в честь строителей дороги Ялта — Ай-Петринский перевал — Бахчисарай.
Шоссе строилось с 1865 по 1894 год военно-саперными батальонами в неимоверно тяжелых условиях. Инженером-полковником Шишко талантливо выполнен серпантин дороги на участке подъема к Ай-Петринской метеостанции между 17 и 22 км, где крутизна склонов достигает 60—80°. Дорога, в основном сохранившаяся в неизменном виде, немного расширенная и покрытая асфальтом, летом связывает Южнобережье с богатым Бахчисарайским сельскохозяйственным районом.
Зимой Ай-Петринский перевал заносит снегами, расчистить которые трудно даже современными техническими средствами, и дорога с конца ноября до конца апреля бездействует.
Осенью 1941 года гитлеровцы начали перевозить по Ай-Петринской дороге к осаждаемому Севастополю военную технику и войска. Об этом узнали в Ялтинском партизанском отряде, действовавшем тогда в районе Ай-Петринского перевала. Группа саперов-партизан во главе с Василием Кулиничем взорвала шоссе на повороте 20 км. Фашисты здесь не прошли. После Великой Отечественной войны взорванное полотно было восстановлено.
Из Серебряной беседки открывается панорама гор, амфитеатром окружающих котловину, в которой расположилась Ялта. Зеленое убранство отвесных скал и море, плещущееся вдали, придают пейзажу особую красоту. Сделав привал у беседки, идите по тропе, пролегающей по гребню хребта вдоль линии электропередачи, она хорошо видна от беседки. Это самый короткий путь, но очень крутой подъем будет утомительным. Кроме того, тропа у нагорья пролегла по гребню, ширина которого в отдельных местах не более одного метра. Немного выше этого гребня один из участков подъема, протяженностью 20 метров, проходит по расщелине с крутизной 70°, где можно подняться только пользуясь натянутым проволочным устройством.
Источник: http://www.searuss.ucoz.ru |