Экзамены — испытанный, проверенный многолетней практикой метод контроля знаний, да и неплохой стимул для работы в течение года.
Нервничают ли ребята во время экзаменов? Как правило, не особенно и ущерба здоровью экзамены не приносят. Может быть, только для некоторых больных детей это нежелательная нагрузка. И такого ребенка можно решением педагогического совета и дальше — рай(гор)оно освободить от экзаменов. Родители должны написать заявление на имя директора школы и приложить справку о состоянии здоровья ребенка, выданную тем медицинским учреждением, где он наблюдается постоянно. Я подчеркиваю «постоянно», потому что иногда родители добывают справки, не отражающие истинного состояния здоровья ребенка.
Не советую освобождать ребенка от экзаменов, если для этого нет медицинских показаний. Ведь еще раз просмотреть, вспомнить все пройденное очень полезно, это облегчит усвоение нового материала в будущем учебном году. Экзаменационные письменные работы и вопросы не выходят за рамки программы: в них нет никаких сложностей, никаких ловушек «на засыпку». И тому, кто хорошо учился, бояться экзаменов нечего. Конечно, случайности не исключаются, как правило, экзаменационные оценки бывают не ниже тех. какие ученик получал в году. Реакция на экзамены иногда зависит не столько от прочности знаний, сколько от эмоциональности школьника (да и студента тоже), от его психологической настроенности. Иной троечник идет на экзамен совершенно спокойно, а отличник дрожит, бледнеет, чуть не падает в обморок. И хотелось бы, чтобы ни родители, ни учителя не создавали вокруг экзаменов особого ажиотажа, не нагнетали страха...
Важно другое: создать школьнику правильный режим, следить, чтобы он нормально питался, спал положенные восемь часов, не засиживался по ночам, подстегивая себя крепким чаем и кофе.
Некоторые старшеклассники, чтобы не волноваться, принимают перед экзаменами транквилизаторы. Напрасно! Таблетка может очень подвести, снизив внимание и память.
Да и надо ли вообще избегать вполне естественного предэкзаменационного волнения. Ведь известно, что нервный стресс имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. Он мобилизует, высвобождает скрытые резервы организма, повышает его возможности. Кто из школьников или студентов не вспомнит такого случая, когда перед экзаменом ему казалось, что какую-то формулу или дату он совершенно забыл, но стоило взять билет, как память, точно повинуясь приказу, сама собой включалась, выдавая нужный ответ.
Надо тренировать эту способность быстро собираться с мыслями, владеть собой, не теряться. Ведь сегодняшнему школьнику еще не раз предстоит держать экзамен, выполнять ответственные задания, выступать перед аудиторией.
Экзамены — это не только волнение. Это и радость после удачного ответа, чувство облегчения, удовлетворения, даже окрыленности. И как приятно испытать эту гамму чувств! Так что советую и самим учащимся, и их родителям не настраиваться на тревожную волну. Тогда и экзамены пройдут успешнее. |