Старое севастопольское шоссе тонкой змейкой вьется вдоль Южного берега Крыма, открывая за каждым новым поворотом живописные горные и морские пейзажи.
Строительство дороги окончилось в 1844 году, и названа дорога была в честь организатора — Воронцовской. Проект был разработан в 1824 году, а само строительство шло долгих 20 лет.
Дорогу пришлось прокладывать практически под скальными стенами, неоднократно прибегать к помощи саперных подразделений для взрыва горной породы. Но даже с учетом всех этих усилий дорога вышла узкая и извилистая. Зачастую экипажам, следовавшим по ней, было сложно разъехаться, и возницы имели при себе специальный рожок или горн, звуком которого оповещали возможного встречного о желании обогнуть поворот, дабы не создать дорожную неурядицу.
Это шоссе, с начала устройства его графом Воронцовым и до строительства нового шоссе Ялта-Севастополь в 60-х годах прошлого века, служило основной артерией, соединяющей Большую Ялту с севастопольским регионом.
Старая Севастопольская дорога проходит достаточно высоко над уровнем моря. Вызвано это тем, что ее строители не могли при помощи технологий своего времени решить две проблемы, а потому вынуждены были их обойти. Первая — гора Кошка над Симеизом. Строителям новой Севастопольской трассы пришлось «перебить хребет животному», сложенному из очень прочного известняка. Чуть дальше в сторону Севастополя находится еще одна гора, которая стояла на пути дорожных строителей — Дракон или Ай-Юри (Святой Георгий). С ней поступили «проще» — пробили единственный на Южном берегу Крыма автомобильный тоннель.
После завершения строительства ялтинской дороги было решено воздвигнуть на Байдарском перевале каменную арку, которая походила на мощные ворота, сделанные из местного известняка. С двух сторон прохода возведены прямоугольные тумбы из того же материала, что и сами врата - это придало пропилеи еще большее величие.
Старое севастопольское шоссе проходит мимо таких достопримечательностей Ялты, как перевал Чертова лестница, Байдарская церковь - Церковь Воскресения Христова на Кроасной скале и Симеизская обсерватория, созданная совместными усилиями сотрудников Пулковской обсерватории и крымского мецената Николая Мальцова («хозяина» популярного среди русской интеллигенции дачного курорта в Симеизе). Старый фонтан под горой Кильсе-Бурун - каптированный родник, обустроенный в 1892 году. В настоящее время родник пересох.
Встретятся могилы павших в войну бойцов Красной Армии, партизан и краснофлотцев.
Чертова лестница – одна из самых древних крымских транспортных артерий — построенной древними римлянами дороги через перевал Шайтан-Мердвен, или Чертова лестница, связывавшей Южный берег Крыма с остальной его частью.
«Дорога» сейчас больше напоминает хорошо оборудованную тропу и идти по ней весьма несложно. Говорят, что Александр Сергеевич Пушкин лично преодолел этот перевал, держась за хвост осла. Подъем занимает минут 20-30 и главное не забыть про обувь, хотя даже во вьетнамках пройти там можно без особых проблем. Опять же есть сведения, что во время визита в Крым первой знаменитой туристки — Екатерины II — царственную особу не рискнули спускать на Южный берег, тогда практически дикий и не имевший дорог. Однако именно с этого перевала императрица оглядела новые российские приобретения и осталась в общем-то довольна.
В античные времена через горные «ворота» пролегала так называемая via militaris - римская военная дорога. По ней римские воины, в полном обмундировании, вес которого достигал нескольких десятков килограммов, шагали из укрепления Харакс, что на мысе Ай-Тодор, в сторону Херсонеса. Древние крепиды, сделанные на совесть, можно увидеть по ту сторону перевала и сегодня.
Лучшее время для прогулки — весна или осень, когда уже нет сильной жары. В любом случае запасайтесь водой и едой, потому что на большом отрезке пути не будет населенных пунктов и продуктовых магазинов. Самая удобная обувь для прогулки по трассе — кроссовки. Питьевая вода в кране запитанном от родника рядом с линейным домиком.
Окрестные скалы часто используют для тренировок скалолазы. Проложено более 30-ти маршрутов с очень забавными названиями.
Практически с каждого ракурса можно сделать красивые «открыточные» фото. Вулканические скалы Дракон (Ай-Йори) и Ифигения, известняковые останцы – Биюк-Исар и Зуб Морчеки, неприступные скалы, нависшие над головой в прямом смысле слова, и, конечно, бескрайняя морская гладь на всем протяжении пути. В Оползневом, выращивается тот самый знаменитый сладкий крымский или ялтинский лук. Именно регион Голубого залива, Оливы, Оползневого и Кацивели наиболее благоприятен для его выращивания. Считается, что главную роль в формировании фирменного вкуса лука играет местный почвенный состав (смесь известняков и вулканических пород), жаркое южное солнце и вода из местных источников.
|