Ежегодно с 28 ноября до 6 января длится учрежденный Православной
Церковью Рождественский пост. По мнению многих, пост - время, предназначенное
отнюдь не для радости.
Пост и голод - Говорят, изначально Церковь учредила посты ради
периодического пресечения обжорства богатыми и недопущения голода и социальных
катаклизмов. Это правда?
- Это неправда. Обжорство никогда не было добродетелью:
ни в посты, ни во всякое другое время. А посты были и до возникновения Церкви,
до Рождества Христова. Иудейские посты соблюдались и Христом, и апостолами. И
уже иудейские посты, как позднее и христианские, включали в себя элемент
милосердия. Во время постов нужно было не только воздерживаться от пищи, но и
творить добрые дела, помогать бедным. Но прямой связи между постом и
предупреждением голода и социальных катаклизмов никогда не было. Пост всегда
связан с особыми событиями в жизни верующих. Например, был пост, учрежденный
священниками Древнего Израиля на тот период, когда переводили Библию (Ветхий
Завет): пока Священное Писание переводилось на греческий язык, весь древнееврейский
народ постился, проявляя особую молитву - духовную поддержку переводчикам. Сам
Христос постился в пустыне сорок дней -до того, как выйти на Свою общественную
проповедь. И подал этим нам пример.
- Зачем нам, христианам, нужны ежегодные
длительные ограничения себя в пище вообще и, в частности, Рождественский
пост?
- Человек не сможет служить людям, творить добро, быть
наставником, пока не обуздает свои страсти, похоти, прихоти - ради их
обуздания и устанавливаются посты. Когда человек ограничивает себя в пище,
особенно в деликатесах и лакомствах, в удовольствиях, он, с одной стороны,
становится более восприимчивым, в том числе и к Слову Божьему, а с другой
стороны, у него появляется больше средств и возможностей оказать помощь
нуждающимся в ней. Раньше в пост в селе молоко не пили, а отдавали его бедным,
нищим, больным: на людей, которые болеют или голодают, пост не накладывается.
Благая весть и мытарства
- Матфей сам рассказывает о себе - в 9-й главе
написанного им Евангелия: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по
имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним».
Матфей был мытарем. Его профессия стала синонимом слова «грешник»; отсюда - и
понятие «мытарства», то есть страдания. Матфей, как всякий мытарь, собирал в
пользу оккупационного римского государства подати со своих соотечественников.
Мытари были людьми материально обеспеченными: получая жалование, они не
брезговали и взятками. Но чего им это стоило: они были ненавидимы и презираемы
своим народом, а главное - у них не было мира в душе. Наверное, поэтому Матфей
в ответ на призыв Господа, не говоря ни слова, ни о чем не спрашивая, оставил
свою мытницу и последовал за Христом. Его доверие Богу оказалось полностью
оправданным. Все познается в сравнении. Матфей, как, возможно, никто другой из
апостолов, мог сравнить жизнь без Бога и жизнь с Богом. После Вознесения
Господня, после создания Самим Богом Его, Христовой, Церкви, Матфей свыше
четверти века проповедовал Христа - в разных странах, разным народам. А 1950
лет назад принял мученическую смерть, с радостью отдав за Христа свою земную
жизнь.
- А почему именно Евангелие от Матфея открывает Новый
Завет? И почему в Новый Завет вошло лишь четыре Евангелия, хотя их было
написано больше?
- Само слово Евангелие с греческого языка на русский
переводится как Благая весть. И эту весть принес нам Сам Господь Бог - Иисус
Христос. Слова и деяния Христа были записаны апостолами. Евангелия расположены
в хронологическом порядке. Евангелие от Матфея было написано первым - поэтому
оно и открывает Новый Завет. А многие другие тексты, которые были написаны под
именем Евангелий, на самом деле не относятся ко времени апостолов, а появились
в III веке - в период гностиков. И уже в III веке сама Церковь определила,
какие книги являются апостольскими, а какие нет. И те, которые не являются,
названы апокрифами, то есть подписанными ложным именем. Возможно, апостолам
принадлежали еще какие-то тексты, которые не вошли в Новый Завет. Но Церковь
из всего множества текстов остановила свой выбор на тех, которые безупречны и
сохранили дух Евангелия, ни в чем его не исказив.
Христос, антихрист и евреи
- Евангелие от Матфея и, соответственно, весь Новый
Завет начинается с родословной святого Иосифа - формального мужа Пресвятой
Богородицы. Зачем нам нужна его родословная?
- Для того, кто знает Библию, очень интересно читать
его родословную. Потому что перед глазами возникает Ветхий Завет, проходит вся
история еврейского народа.
- Но, простите, зачем нам, верующим во Христа русским и
украинцам, Ветхий Завет и представленная в нем история еврейского народа?
- Ветхий Завет очень важен, потому что без него
невозможно верно понять, о чем говорится в Новом Завете. Ветхий Завет
содержит кроме истории и пророчеств о Христе множество мудрых слов,
наставлений, псалмы и молитвы, читая которые, мы получаем огромную духовную
пользу. Возвращаясь же к вопросу о родословной святого Иосифа, поясню: для людей
того времени это было еще и доказательством происхождения Христа от царя
Давида. По пророчествам было известно, что Христос произойдет из колена Давидова.
Древние евреи родословную считали по мужской линии. И он и ждали Мессию из
рода Давида. Не признав Иисуса за Мессию, иудеи продолжают Его ждать и до сих
пор. По пророчествам, антихрист, который придет и станет выдавать себя за
Христа, не будет из рода Давидова; тогда иудеи уверуют в истинного Бога Иисуса
Христа и примут православие. Для нас же, христиан, родословная святого Иосифа
важна и подругой причине. Известно, что Пресвятая Богородица - кровная
родственница святого Иосифа по отцовской линии; его родословная - это и Ее родословная.
«Радуйтесь и веселитесь»
- В Евангелии от Матфея упоминаются слова Христа: «Когда поститесь, не будьте
унылы, как лицемеры». Так что же - значит, в пост надо веселиться?
- Есть в Библии еще и другая заповедь: «Всегда
радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божья».
Поэтому радоваться нужно всегда - духовной радостью. Господь сказал: «Да будет
ваша радость совершенна». А если у человека нет радости - это говорит о его
духовном нездоровье. В таком случае нужно обратиться к духовнику, чтобы
разобраться, в чем причина этого; какие внутренние переживания мучают. Если
человек разберется в своих чувствах и обратится к Богу с искренней молитвой,
с покаянием и начнет идти по пути Евангельскому, результатом того, что
человек идет правильным духовным путем, будет радость. В 5-й главе Евангелия от
Матфея приводятся данные Христом девять заповедей блаженства. Блаженный -
это человек, обладающий истинной духовной радостью. И в конце заповедей
блаженства Господь говорит: «Радуйтесь и веселитесь», - и надо понимать, что
результатом правильной духовной жизни будет истинная духовная радость,
Царствие Небесное, причем не только в жизни вечной, но уже и в этой нашей
земной жизни. Если же человек ведет неправильную духовную жизнь, он в аду
оказывается уже здесь, на земле: у него будут разочарование, раздражение,
уныние, тоска, отчаяние; он будет ощущать себя жертвой. Ад, как и Царствие Небесное,
- в душе человеческой. Сейчас много псевдоправославной литературы, которая
нагнетает страхи. А надо читать Евангелие - и на его основе строить свою
жизнь.
Пост - время для
любви
- Пост - время, предназначенное для того, чтобы
человек приблизился к Богу, удалившись от ближних и дальних. Правильно?
- Прежде всего напомню: для христианина нет понятия
ближних и дальних. Евангелие от Луки, передавая рассказ Христа, дает образ
милосердного самарянина, который оказался ближним попавшему в руки
разбойников иудею. Это были люди разных вероисповеданий, разных
национальностей: их народы враждовали между собой. Мимо умиравшего на дороге
еврея поочередно прошли его соплеменники - священник и законник. А самарянин
стал для него ближним: спас ему жизнь. Поэтому нет ближних и дальних. Есть
человек, с которым Господь сводит нас на нашем жизненном пути, - человек,
нуждающийся в нашей помощи. И мы имеем ответственность перед ним. В каждом человеке
надо видеть Бога - этому нас учит сам Господь. Через проявление любви к
ближнему мы выражаем любовь к Богу.
Наша беда в том, что у нас, православных, бывает:
человек ждет поста, чтобы поссориться с ближними, удалиться от них,
оправдываясь: «Это ж - пост! Много искушений! А надо Богу угождать!» А на
самом деле отстраняться в пост следует не от людей, а от мирских дел. Ради
того, чтобы духовно поработать над собой: больше уделить внимания молитвам,
чтению Евангелия, церковным богослужениям, духовным христианским делам; а
себя ограничить в чем-то, что нас ублажает, - как в материальной сфере, так
и в нематериальной. И все это - ради того, чтобы приумножить в себе любовь к
людям и к Богу: в этом - главный смысл поста.
- Конечно, главная заповедь -заповедь любви. Но ведь ее
выполнять особенно тяжело. С чего посоветуете начать?
- С того, чтобы полюбить себя. Да, не удивляйтесь.
Ведь не зря Господь призывает: «Возлюби ближнего, как самого себя». Если
человек не любит себя, он и других любить не сможет. А сейчас - все больше
таких людей, особенно женщин, которые к себе относятся без уважения, с
неприятием, неприязнью, а то и с ненавистью. Нужно помнить, что Господь любит
каждого из нас, принимает нас такими, какие мы есть. Если человек всегда это
будет помнить, у него никогда не появится ни тоски, ни отчаяния; он всегда
будет стараться понять и принять и себя, и других; он ежедневно будет
стремиться стать лучше; он будет идти по жизни, распространяя вокруг себя
радость и любовь.
Радоваться нужно всегда - духовной радостью. I Господь
сказал: «Да будет ваша радость совершенна». А если у человека нет радости - это
говорит о его духовном нездоровье. |