Очень
часто родителей пугает неординарность собственных детей, их сверхспособности.
"Зачем ему быть гением? Пусть лучше будет обычным, счастливым,
приспособленным к жизни ребенком ", — говорят они. Как будто одаренный —
это обязательно несчастливый и ущербный. "Нестандартных" детей часто
одергивают такими фразами: "не задавай столько вопросов", "не
спорь со взрослыми", "не воображай", "не будь выскочкой
", "не забегай вперед" и т.д. А может, стоит все же дать своему
ребенку шанс?...
Дело
в том. что постоянное сдерживание вашего малыша может затормозить
формирование его личности. Чтобы этого не произошло, попробуйте сначала
проанализировать его поведение. Может быть, его навязчивость объясняется тем,
что быстро развивающийся ум требует пищи. Одаренных детей отличают такие
качества:
•
острое любопытство ко всему, что происходит вокруг;
•
способность следить за несколькими процессами одновременно;
•
склонность к исследованию;
•
способность улавливать связи между предметами и явлениями и делать собственные
выводы;
•
отличная память, раннее овладение речью и чтением, что помогает накапливать
большой объем информации и активно использовать се в общении;
•
большой словарный запас, желание изобретать собственные слова;
•
самостоятельность в поиске ответа на интересующий вопрос, недоверие к готовым
решениям;
•
повышенные математические и логические способности;
•
умение долго концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче и
безразличие к тому, что кажется понятным и скучным;
•
острая реакция на несправедливость, высокие требования к себе и к окружающим;
богатая фантазия, развитое воображение;
•
чувство юмора, интерес к шуткам, забавной игре слов;
•
бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная
чувствительность.
Если
эти качества присущи вашему сыну или дочери, вы счастливые родители и ваша
задача— вырастить счастливым своего ребенка. Для этого вы прежде всего должны
адекватно реагировать на его запросы, не приглушать и не нивелировать его
способности.
Одаренные
дети к тому же нетерпеливы и порывисты; координация движений и моторика рук у
них часто отстают от познавательных способностей; спят они меньше обычного; у
них бывают проблемы со зрением; им нелегко общаться со сверстниками. Одаренных
детей воспитывать трудно, но очень увлекательно. Надо научиться их понимать и
стараться развивать их способности. Сначала давайте разберемся, чем
обусловлено поведение "нестандартного" ребенка. Ответ можно найти в
трудах психолога Маслоу, который выделяет четыре уровня взаимодействия
личности с окружающей средой.
Первый уровень — выживание.
Одаренный
ребенок тратит психическую энергию в основном на сохранение своего
"я" в окружающем его мире, который кажется ему враждебным.
Второй уровень — оборона. Ребенок
находит собственную "нишу безопасности", отгораживаясь от окружающего
мира, и тратит массу энергии на удержание своих позиций и отражение того, что
воспринимается им как угроза.
Третий уровень — уверенность.
Ребенок
находит компромисс с окружающим его миром, направляя основную часть своей
энергии на самоутверждение и лишь незначительную — на приспособление.
Четвертый уровень — процветание. У
ребенка устанавливаются оптимальные взаимоотношения со средой, при которых он
может всю энергию отдавать творчеству и продуктивной деятельности.
Как
видим, неординарному ребенку непросто приспособиться к окружающей его среде.
Он инстинктивно защищается, стремясь сохранить свое "я". И его
опасения не напрасны: мир устроен таким образом, что все необычное,
выделяющееся со временем перестает таковым быть. Чтобы подавления личности не
произошло, старайтесь как можно мягче подвести своего ребенка к четвертому
уровню взаимоотношений с окружающей средой. Именно это — конечная цель
воспитания. Она позволит вашему ребенку стать счастливым.
Ну а теперь можно перейти к конкретным
рекомендациям по воспитанию одаренных детей. Итак...
• Не
отмахивайтесь от его вопросов, будьте терпеливы и честны, отвечая на них.
Воспринимайте все его вопросы и рассуждения всерьез, иначе он перестанет
доверять вам.
•
Предлагайте ребенку проводить всяческие эксперименты, чтобы помочь ему
побольше узнать. Поощряйте его желание фантазировать и придумывать всякие
истории, снабжайте книгами и материалами для любимых занятий. Позволяйте
ребенку играть со всяким хламом—это будит воображение больше, чем игрушки из
магазина. Берите его в поездки по интересным местам.
•
Верьте в здравый смысл ребенка и максимально доверяйте ему. Поощряйте любые
проявления самостоятельности. Установите для него разумные правила поведения,
будьте последовательны в своих требованиях, но избегайте силового давления.
•
Позволяйте ребенку принимать участие в планировании семейных дел и занятий,
Помогайте ему строить собственные планы, поощряйте его стремление
самостоятельно решать свои проблемы, то есть помогайте ребенку стать личностью.
•
Давайте понять ребенку, что вы любите его не за успехи, а просто потому, что он
вам близок. Никогда не говорите, что он хуже других детей. Каждый день
находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. Регулярно читайте ему,
обсуждайте содержание книг, приучайте его к чтению с малых лет. Никогда не
наказывайте ребенка унижением и не дразните за ошибки. Поощряйте любое его
достижение, но не хвалите чрезмерно или неискренне. Развивайте позитивное
восприятие им своих способностей.
•
Учите ребенка свободно общаться с детьми из разных культурных и социальных
слоев, со взрослыми любого возраста. Приучайте его получать информацию не
только из литературы, но и в общении с другими людьми. Если ребенок слишком увлекается
своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных среди
сверстников. Помогите ему исправить положение.
• Не
устраивайте разнос, если заметите в комнате или в уголке ребенка разбросанные
предметы. Это может говорить о том, что он еще не закончил своих занятий и эти
предметы участвуют в воплощении его фантазий.
•
Большинство одаренных детей очень много читает. Нередко они берутся сразу за
несколько книг одновременно. Однако из-за большого разнообразия интересов они
иногда не умеют распределять время и силы. Ваша задача — помочь им с выбором
книг, чтобы занятия накапливались не хаотически, а избирательно и постепенно.
•
Очень важно сохранить в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в
своих силах. Постарайтесь создать ему такие условия, в которых он мог бы заниматься
творческим поиском, не рискуя разочароваться в своих силах. Мягко
подбадривайте его, если он вдруг загрустил или потерял веру в свои возможности.
Поддерживайте его творческие начинания, избегайте критиковать первые опыты,
какими бы неудачными они ни были. |