Когда с
помощью специального набора очень простых, но достаточно надежных приемов
исследования были проверены большие группы лиц в разных районах земного шара,
то оказалось, что на долю левшей и амбидекстров (мы объясним чуть позже, что
это слово означает) приходится не более шести-девяти процентов. Интересно отметить,
что мальчиков-левшей рождается в два раза больше, чем левшей-девочек. Явное
преобладание правшей привело к тому, что все виды машин, станков, различных
инструментов, бытовых приборов предназначены для праворуких. Особенности
леворуких при этом не были учтены. Их как бы не существует в природе. Однако
только в нашей стране в настоящее время насчитывается около тринадцати
миллионов левшей.
Обиходное
мнение так уж сложилось, что считается чуть ли не аксиомой: лучше быть
правшой, чем левшой. А отсюда стремление некоторых родителей отучить своего
ребенка пользоваться левой рукой. Нередко они бывают весьма настойчивы, и
ребенок поневоле старается следовать их требованиям.
Видя, что
левша под воздействием наставлений начинает писать правой рукой, брать в эту же
руку ложку, молоток и другие необходимые в его деятельности предметы, родители
постепенно успокаиваются и начинают считать, что желанная цель достигнута.
Ребенок, по их мнению, стал правшой. Однако на самом деле это не совсем так.
Слишком заботливые папы и мамы, дедушки и бабушки искусственным образом
сформировали не правшу, а амбидекстра. В переводе с греческого слово
«амбидекстр» означает человека, владеющего левой рукой так же хорошо, как и
правой. Некоторые люди могут быть амбидекстрами и от рождения.
Могут
сказать: «Ну и что из того, что одни левши, другие правши, а третьи
амбидекстры? Главное, как те и другие адаптируются к условиям жизни и кто как
осваивает учебные, трудовые, житейские умения?» Безусловно. И все же — от
чего это зависит? В решающей степени — от работы нашего головного мозга.
Как
известно, полушария мозга по своим функциями нессиметричны: левое, в частности,
в большей степени специализируется на управлении функциями речи, а правое берет
на себя ведущую роль в управлении менее осознаваемыми, непроизвольными
действиями. Обязанности между ними разделены так, чтобы в своей работе не дублировать
друг друга и быть добрыми помощниками. Однако такое положение дел характерно в
основном для правшей. У левшей же нередко можно наблюдать иную картину
взаимоотношений между полушариями. Несмотря на то, что у них ведущей рукой
является левая, центр речи не обязательно располагается в противоположном, то
есть правом полушарии. Как и у правшей, он может локализоваться в левой
половине мозга.
Своеобразная
рассогласованность между ведущей рукой и «главным» полушарием мозга приводит к
тому, что левши, по сравнению с правшами, менее устойчивы к действию
неблагоприятных факторов внешней среды. У леворуких детей, например, невроз
страха выявляется в пять-семь раз чаще, чем у правшей. Для них нередко
характерны неустойчивость внимания, ослабление функций памяти, затруднения при
освоении письма. Иногда они пишут инвертно, т. е. как при отражении в зеркале.
И во многом такие проявления обусловливаются тем, что нежные и любящие родители
стремятся во что бы то ни стало сделать их «нормальными», праворукими людьми.
Но не только
папы и мамы усердствуют в попытках переучить леворукого ребенка. Нередко
инициатором в этом деле выступают учителя, считая, что все дети должны,
писать только правой
рукой.
В основе
этих попыток лежат вроде бы самые благородные побуждения старших: чтобы
ребенок был «не хуже других», чтобы его не дразнили, чтобы у него не возникало
трудностей при письме или ручной работе. И взрослые при этом, увы, не отдают
себе отчета, что тем самым они пытаются произвольно изменить особенный склад
высшей нервной деятельности ребенка.
Каковы
причины леворукости? К сожалению, исчерпывающим образом на этот вопрос наука
еще не может ответить. Прежде всего, ученые решили выяснить, какова здесь роль
наследственности.
Длительные,
уже почти на протяжении столетия, наблюдения за людьми, показывают, что леворукие
дети чаще всего рождаются в том случае, когда у родителей или у их
родственников ведущей является левая рука. Одна из теорий считает, что у
большинства людей есть специальные гены, которые определяют развитие праворукости.
А вот аналогичных генов леворукости в природе нет! И значит, для тех, у кого
отсутствует предрасположенность к рождению праворуких детей, выбор доминирующей
руки определяется не одними наследственными факторами. Об этом же говорит и
тот факт, что от леворуких родителей могут рождаться праворукие дети, и,
наоборот, от праворуких — леворукие.
Как видите,
наследственность наследственностью, но не следует забывать о действии и таких
факторов, как привычки самих родителей, их индивидуальный опыт общения с
детьми, особенности жизни ребенка в первые дни и недели. В частности, не
исключено воздействие и такого мощного механизма, каким является импринтинг,
или запечатление того первого сигнала, который получает младенец, едва
появившись на свет. Этот сигнал оказывает сильное влияние на организм
новорожденного.
Представьте,
что ребенок при кормлении лежит на левом боку.
Правая рука
у него свободна, не прижата к туловищу, как левая, и он в состоянии производить
ею какие-то движения. Эти пусть даже незначительные движения начинают
связываться в его памяти с кормлением, с утолением голода и жажды. Начинает,
таким образом, прокладываться путь в мозге от пищевого центра до центра
управления правой рукой, который со временем будет все более и более проторяться
и активизироваться. А это в свою очередь, будет способствовать посылке
сигналов из мозга главным образом к работающим мышцам конечности. Ясно, что в
данном случае предпочтение получит правая рука, управляемая левым полушарием
мозга.
А если малыш
при кормлении лежит на правом боку? В такой ситуации (конечно, при стечении и
других обстоятельств) более активной может стать левая рука новорожденного,
так как пути в его мозге в этом случае начнут сначала прокладываться к правому
полушарию.
Возможны
случаи, когда с леворукостью связаны некоторые отклонения в работе головного
мозга. Современные методы исследования, в частности, эхоэлектроэнцефалография,
в состоянии выявить даже легкие формы таких нарушений.
Как видите,
факторов, влияющих на то, каким будет человек — леворуким или праворуким —
более чем достаточно. И, как правило, какой-либо один из них не может решающим
образом определить главенство той или иной конечности. Имеется всегда комплекс
причин, приводящих к тому, что 6— 9 процентов младенцев рождаются леворукими.
Как же быть
с левшами? Если родители заметили, что их ребенок предпочитает пользоваться
левой рукой, стоит посоветоваться с врачом. Врач-невропатолог, обследовав
малыша, может точно сказать, какой природы у него леворукость. Если есть
какие-то нарушения в работе центральной нервной системы младенца, врач
назначит соответствующее лечение. Он же посоветует, стоит ли переучивать
ребенка.
Если уж и
делать такие попытки, то необходимо начинать их как можно раньше, буквально с
того момента, как обнаружится леворукость, т. е. с 7—9-месячного возраста,
когда функции головного мозга чрезвычайно пластичны, а симметричные зоны
полушарий практически равнозначны. Только
в этом случае переучивание,
вернее сказать, одновременное научение делать все двумя руками будет оптимальным
и бесследным для здоровья.
В более же
старшем возрасте, когда многие двигательные функции уже закрепились и
выполняются автоматически, непроизвольно, переучивание едва ли приведет к
успеху. Тут уж, что называется, делать нечего. Следует все принять так, как
есть. Тем более, что и у левшей есть свои достоинства и преимущества, о
которых пора поговорить, чтобы наши суждения не показались односторонними.
Взять хотя
бы спорт. Многие сильнейшие теннисисты мира, фехтовальщики и боксеры — левши.
Доказано также, что левши-аквалангисты более эффективно выполняют различного
рода подводные работы. Объясняется это тем, что правое полушарие в большей
степени, чем левое, ответственное за зрительно-пространственную ориентацию, у
леворуких развито лучше.
Самое время
вспомнить и знаменитого Левшу, который без всякого «мелкоскопа» изготовил
невидимые глазом подковки, к ним специальные гвозди и подковал блоху. Современные
знания о полушариях головного мозга помогают понять, что далеко не случайно
лесковский герой оказался именно
левшой!
Говоря о
склонностях левшей к тем или иным профессиям, отметим еще, что многие из них
имеют способности к музыке, рисованию, конструированию различных предметов,
чему помогает отличная зрительная память. Хотя строгой статистики на этот счет
пока нет, но тем не менее отдельные факты указывают на это. Например,
Александр Македонский, имевший феноменальную зрительную память, был левшой.
Он, как утверждают историки, знал в лицо каждого своего солдата, хотя войско
его было совсем не малым — в разное время оно насчитывало от десяти до тридцати
тысяч солдат. Левшами были и такие всемирно известные художники, как
Микельанджело, Леонардо да Винчи, Пикассо.
Итак, если врач не находит у ребенка каких-либо
отклонений, требующих коррекции, не стоит стремиться непременно «искоренить»
его леворукость. Можно вполне положиться на природу человека. Она его еще не
подводила |