Эжен ДЕЛАКРУА.
«Греция на развалинах
«Миссолунги»
В старинных трактатах по
искусству живописи нередко приходится встретить мысль, что самой совершенной,
идеальной картиной будет та, на которой великий художник покажет великого человека
или событие, взятые в момент их максимального величия. (Как тут, кстати, не
вспомнить Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть
величаво».) Считалось, что полнота красоты и смысла, а точнее сказать —
осмысленной красоты, наилучшим образом раскрывается через величие. На
краеугольном камне этой идеи построено все искусство европейского классицизма.
Эжен Делакруа — художник, чье имя
привычно связывается с упадком классицизма и яркой победой романтического направления
в живописи. Факты и взаимосвязи живого искусства всегда намного сложней, чем
может представить их даже самая хорошая историческая схема.
Фердинанд
Виктор Эжен Делакруа (1798—1863) учился живописи в школе, где наставником был
Пьер Герен — правоверный классицист, художник, переживший свое время и
понимавший это. Но будучи умным и доброжелательным человеком, Герен терпимо, по
словам исследователя, относился к ученикам, «отклонявшимся от пути,
начертанного программой классической школы». Ведущие мастера французского романтизма
воспитались у него в мастерской: братья Ари и Анри Шеффер, Теодор Жерико.
Делакруа был самым талантливым среди учеников и самым свободным от всякой догмы
— хотя бы и парадоксальной догмы романтического своеволия.
«Делакруа,—
писал о нем Шарль Бодлер,— являл собой примечательный сплав скептицизма,
светской воспитанности, дендизма, пламенной воли, лукавства, самовластности и
наконец особого рода доброты и нежности, неизменно присущих гению. Отец его
был из поколения сильных людей, последних представителей которого мы еще
застали в нашем детстве; одни из них — ревностные приверженцы Руссо, другие —
строгие выученики Вольтера, все они, однако, принимали равное участие во
французской революции, и те из них, кто уцелел, как якобинцы, так и кордельеры,
совершенно искренне (это важно подчеркнуть) примкнули к делу Наполеона
Бонапарта...» Отец Делакруа,
видный
чиновник, выдвинулся как раз во времена Директории. «Делакруа,— продолжал
Бодлер,— ревностно оберегал черты своей революционной родословной. Как о
Стендале, можно сказать о нем, что пуще всего он опасался быть обманутым.
Скептик и аристократ, он признавал страсть и чудесное, только если они были
оправданы мечтой...» В этой замечательно умной статье, возможно, вообще лучшей
во всей литературе о Делакруа, Бодлер постоянно указывал читателю на главное
свойство своего героя — независимость характера.
Десятилетия
подряд, правда, с перерывами, Делакруа вел дневник. То скупой, то очень
подробный, но всегда захватывающе интересный, так как художник любил и умел
писать.
Так
вот, в дневнике в начале 1820-х гг. появилась запись, которую можно принять за
первую пульсацию замысла целого цикла произведений, в том числе и «Греции на
развалинах Миссолунги»; «Я почувствовал, как во мне просыпается страсть к
великим вещам». Комментируя эту знаменательную запись, А. Гастев в монографии
о Делакруа уточнял: «...он догадывался, что эту страсть надо было
поддерживать, поощрять, вскармливать...»
А.
Гастев так описывал метания Делакруа в поисках сюжета «великой вещи», зачаток
которой он чувствовал в себе: «...он носился по улицам, он разворачивал в
кофейнях газеты, лихорадочно... искал сообщений из Греции. Греция —
великолепный, мрачный, византийский, турецкий Восток, роскошное пятно на карте
где-то между Европой и Азией... Это пятно окрасилось кровью, пропиталось дымом
и порохом... оттуда послышались вопли зарезанных и дикий воинственный крик
янычар — Греция восстала против турецкого ига...»
Освободительная
война греческих патриотов, длившаяся около десяти лет (1821—1829), приковала к
себе внимание всех романтиков в силу различных причин. Одной из них, хотя и не
самой важной, был внезапный сильнейший допинг, обновивший культ восточной экзотики
— «ориентальную ориентацию» романтизма, по удачному словцу, кем-то пущенному в
обиход. Этот с позволения сказать эстетический аспект происходящих событий,
соблазнивший многих, повлиял только на одну картину Делакруа — «Вступление
крестоносцев в Константинополь». Ее средневековый сюжет едва ли стал достаточно
убедительным камуфляжем для весьма актуальной в стилистическом отношении
живописной эпопеи, навеянной зловещей и контрастной красочностью греческой
войны...
Мы
не думаем, чтобы кто-либо представлял себе Делакруа моралистом,— он им,
конечно, никогда не был; однако его нравственное чувство было развито не
меньше эстетического. И поэтому тот факт, что греческая война являлась войной
освободительной, значил для него очень много. К тому же и понятие свободы
числилось у романтиков среди основных; свобода личности, свобода народа, свобода
творчества суть главные идеи философских и эстетических теорий романтизма.
Злейшим из преступлений мыслилось попрание свободы. Понятно, что как человек
Делакруа был потрясен, а как мыслитель — оскорблен дикой резней, учиненной
турками над греческим населением острова Хиос, В мае 1823 года он отметил в
дневнике; «Я решился написать для Салона сцену резни на острове Хиос» (вот он,
наконец-то, подлинный давно искомый сюжет!). «Резня на Хиосе» потрясала и потрясает:
леденящая душу ужасом картина поселяет в нас ненависть, сострадание, но
странным образом они не исключают озноб восторга, по которому узнается работа
гения.
Была,
наконец, еще причина, заставлявшая романтиков помнить о Греции. Там, в
Миссолунги, весной 1824 года умер Байрон — герой и кумир европейского
романтизма. Вероятно, Делакруа с его холодным умом меньше своих современников
испытывал на себе обаяние байроновской легенды. Но и он, естественно, увлекался
Байроном, чему свидетельство — две картины по мотивам его драм: «Марино
Фалиеро» и «Смерть Сарданапала». Одновременно была написана и «Греция на
развалинах Миссолунги» (1827; Музей изящных искусств в Бордо), Как передать
растерянный, молящий, укоряющий и прощальный жест женщины посреди руин? Это
Греция плачет на пепелище отечества; это мать призывает тени сыновей; это
прелестница из «гречанок Байрона» (вспомним Пушкина) прощается со своим
возлюбленным поэтом...
Но
это и прощание самого Делакруа — с молодостью, с романтизмом. Уже величие, а
не темперамент, уже идеи, а не явления начинают привлекать его. Мы не зря
упомянули классицистов: образ «вечного возвращения» неотступно преследовал
Делакруа. Ничто не пропадает, «законы прекрасного вечны и незыблемы», хотя в
конечном счете решает дело личность художника. Делакруа признавался, что любит
перечитывать свой дневник. Откроем его и мы напоследок: «Стиль — это сам человек,
это верно; стиль — это человек, разумеется, если у человека есть стиль. Это vera incessu patuit dea (то есть «поступь ее обличает
истинную богиню»). Это особый склад ума, характерная черта таланта...» |