Среди многих титулов, присвоенных прошлому столетию, есть и такой: «золотой век музыки». Ни одно столетие (наше, к сожалению, в том числе!) не знало такого великолепного расцвета музыкального искусства, ни одно не подарило миру стольких великих композиторов и исполнителей. От Бетховена, гигантская фигура которого как бы открывает век, вплоть до Вагнера и Листа, Верди, Мусоргского и Чайковского — какое обилие самых блистательных имен! И на громадном этом, и вправду, трудно обозримом музыкальном небосводе звезда Феликса Мендельсона была одной из самых ярких. И самых счастливых. В самом деле, как разительно отличается его судьба от судеб его современников-музыкантов, таких же, как и он (а иногда, может быть, даже более, чем он), гениально одаренных... Одиночество, нужда, непонимание
близких, равнодушие публики, крушение творческих и человеческих надежд —
словом, все, что так или иначе, но всегда трагически сопутствовало пути многих
художников-романтиков,— все это миновало Мендельсона. «Феликс» значит
«счастливый». Словно сама судьба решила доказать справедливость данного ему при
рождении имени... ...Представим себе красивый, просторный особняк в Берлине в
начале XIX века. В громадном парке, окружившем дом, выстроен специальный
павильон, вмещающий до трехсот человек, и это — лучший камерный концертный зал
Берлина. Здесь по воскресным утрам выступают певцы и музыканты Королевской
оперы, а также нередко артисты-гастролеры, среди которых — Паганини, Вебер...
Здесь собирается весь интеллектуальный и артистический Берлин. Можно ли себе
представить лучших слушателей и ценителей не только знаменитых мастеров, но и
еще безвестного юного композитора и пианиста, чьи сочинения и чья игра
непременно входят в программы этих «домашних» концертов?
Слух
о «чудо-мальчике» скоро доходит и до Веймара, в котором обитает «великий старец»
— Гете. И Гете — тот, который не нашел, а лучше сказать, не пожелал
найти общего языка с Бетховеном и со всем высокомерием вельможи отнесся к
Шуберту, прозябавшему в безвестности и нищете,— Гете радушно принимает у себя
двенадцатилетнего Мендельсона и слушает его долгими часами. «Здесь я играю
гораздо больше, чем дома. Редко меньше четырех часов, а порою шесть и даже
восемь,— писал Феликс родителям.— Каждый день после обеда Гете открывает
инструмент со словами: «Сегодня я тебя совсем не слушал, пошуми-ка для меня
немножко...» А поэт писал в те же самые дни: «То, чего этот маленький человек
достиг в импровизации и игре с листа, граничит с чудом. Я никогда не думал,
что это возможно в таком юном возрасте».
Нужны
ли еще примеры, доказательства поистине счастливой мендельсоновской звезды и
нужно ли удивляться поразительно раннему созреванию его творческого дара?
И
все же, что поразительно: увертюра «Сон в летнюю ночь» была написана
Мендельсоном в семнадцать лет. И сочинение это не только замечательно по своим
художественным достоинствам («Полагаю,— писал П. И. Чайковский,— что во время
своего первого появления музыка «Сна в летнюю ночь» должна была произвести
ошеломляющее впечатление — до такой степени она оригинальна, вдохновенна и
поэтична...») Оно послужило истоком нового жанра в симфоническом искусстве.
Это — жанр концертной программной увертюры.
Программная увертюра не связана с театром, не
открывает (напомним читателю, что французский глагол ouvrir, от которого произошло слово «увертюра», означает
«открыть») тот или иной музыкальный или драматический спектакль, но, имея в
своей основе какой-то определенный замысел (программу), существует, живет сама
по себе своей самостоятельной художественной жизнью.
Вряд
ли, сочиняя свою увертюру, семнадцатилетний мальчик думал о создании нового
жанра, нового рода музыки. Но — так случилось. И не только сам он потом написал
еще несколько замечательных, превосходных увертюр («Фингалова пещера», «Рюи
блаз», «Сказка о прекрасной Мелузине», «Морская тишь и счастливое плавание»),
но и подал пример другим музыкантам многих стран: Берлиозу, Листу, Сметане,
Балакиреву, Рихарду Штраусу, Римскому- Корсакову, Чайковскому. Каждый из этих
великих симфонистов по-своему интерпретировал этот жанр, по-своему, по-разному
именовал свои произведения. Но как бы они ни назывались — симфонические
фантазии, увертюры-фантазии, поэмы, картины, легенды,— все они ведут свое
начало от увертюры Мендельсона.
Давайте
послушаем ее.
«Сон
в летнюю ночь» начинается четырьмя очень тихими долго звучащими аккордами.
Медленно, плавно переливаясь один в другой, они восходят кверху — так, словно
бы поднимается какая-то волшебная завеса, открывая взору картину летнего
полуночного леса... Вот на легчайшем пианиссимо зашелестели пассажи скрипок —
это на зов своей царицы Титании слетаются со всех сторон быстрокрылые крошечные
эльфы, среди которых «веселый дух, ночной бродяга шалый», проказник Пэк...
Над холмами, над долами,
Сквозь терновник, по кустам, Над водами, через пламя, Я блуждаю тут и там! Я лечу
луны быстрей, Я служу царице фей!
Дальше
на смену призрачно-бесплотному полету скрипок является отчетливо-ритмованная,
яркая тема марша. Затем вы услышите, как за маршеобразной темой (это — связующая
партия) приходит побочная, исполненная трепетного, глубокого чувства, —
«мелодия любви». И — заключительная партия, острая и угловатая, с далекими,
как будто нарочито неуклюжими скачками, имитирующими ослиный крик (царице
Титании по воле разгневанного ее супруга Оберона суждено было влюбиться именно
в осла).
Звонкой
перекличкой охотничьих фанфар заканчивается экспозиция, и первые же такты
разработки снова приводят нас в завороженную лесную чащу. Снова эльфы ведут
свой хоровод. Но теперь в ажурное кружение пассажей скрипок то и дело вторгаются
отрывистые, угрожающие возгласы валторн и контрабасов. Все вдруг темнеет,
меркнет (может быть, это луну закрыло облако?), и знакомые уже мелодии
утрачивают в сгустившихся ночных тенях свою определенность. Они звучат в
обрывках, искаженно (прислушайтесь, как горестно, почти неузнаваемо звучит
теперь «мелодия любви»— в низком, мрачном регистре струнных и кларнетов), то
сплетаясь, наслаиваясь друг на друга, то разъединяясь, принимая странные,
причудливые очертания...
Но
вот все ночные страхи, все злоключения остались позади, и снова ярко,
безоблачно сияет сказка. И в заключение — кода, которая, как ей положено в
классическом каноне, подводит всему итог. В последний раз проносится веселый
хоровод и исчезает в туманной дымке... Тихо-тихо, как со ступеньки на ступеньку
вниз, уходит когда-то такая радостная и уверенная маршевая тема... И те же
самые, что и в начале, таинственные, призрачные аккорды деревянных духовых
замыкают все действие...
«Мендельсон
— это бриллиант, упавший прямо с неба,— писал Р. Шуман. Я считаю его первым
музыкантом современности (разрядка Шумана.— И. С.) ...как у него все свободно,
как тонко, как артистично и какое совершенное мастерство!»
Эти
высокие слова были написаны еще при жизни Мендельсона, но после его кончины (а
умер он очень рано — в 38 лет) как скоро все переменилось! Мы говорили, что никто
из музыкантов не был так счастлив, как Мендельсон, но по странному зигзагу
истории никто и не был так унижен, так изничтожен критикой, как он. В чем
только его не упрекали во второй половине века: в чувствительности, благодушии,
слащавости... Даже ясность, стройность его произведений ставились ему теперь в
упрек. В конце концов изобретен был специальный термин — «мендельсоновщина»,
обозначавший некое мелкотемье и потрафление мещанским вкусам. Как будто не
было ни увертюр, ни симфоний, ни чудесных фортепианных пьес, ни гениального
скрипичного концерта, рядом с которым можно поставить только два сочинения
этого жанра — концерты Бетховена и Чайковского...
Что
говорить, развитие музыкального искусства в «золотом веке» шло, можно сказать,
семимильными шагами, и многие великие современники Мендельсона ушли дальше
него по этому пути. И правда, что в глубине и страстности, в размахе он
уступает таким неистовым романтикам, как Шуман, Лист, Берлиоз, Вагнер.
Что
ж, как известно, девятнадцатому веку суждено было вновь открыть Иоганна
Себастьяна Баха, и только двадцатому вспомнить о другом гении барокко —
Антонио Вивальди. Кто знает, может быть, новые поколения оценят, как он того
стоит, жизнелюбивый, гармоничный, светлый дар Мендельсона...
|