Зрители любят
веселые смешные комедии. Любят и детективные фильмы — с острой интригой, с
головокружительными приключениями. А что если слить воедино эти два
популярнейших жанра — сделать комедию, пародирующую детектив? Так, или примерно
так подумали авторы «Бриллиантовой руки», приступая к работе.
Перед тем, как рассказать, что у них получилось, напомним,
что эти авторы — режиссер-комедиограф Леонид Гайдай, писатели- юмористы М.
Слободской и Я. Костюковский, с которыми он постоянно работает. Имена говорят
сами за себя. Ведь кто из нас не хохотал до слез над их лентами — над
злоключениями знаменитой троицы в короткометражках «Пес Барбос» и
«Самогонщики»? Кто не был пленен веселой магией юмора «Операции «Ы» или
«Кавказской пленницы». Так вот,
задуманный ими в «Бриллианте руке» эксперимент удался. «Кинороман в двух частях
из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом» получился и остросюжетным и занимательным,
смешным и ироничным. Фильм поставлен весело, озорно, в стремительном темпе. Он
буквально ошеломляет каскадом сюжетных неожиданностей, комедийных трюков,
остроумных реплик. Он искрится веселой фантазией, покоряет щедростью выдумки.
Чего только вы не увидите в этом фильме! И путешествие в заморские страны на
белоснежном лайнере, и лабиринт восточного города, где герой попадает в сети
контрабандистов, и его приключения со слежками, погонями, драками, похищениями
и даже с коварной обольстительницей. А какие неожиданные и смелые трюки
придумал режиссер! Чего стоит, например, рыбалка, где клев обеспечивает сидящий
на дне аквалангист, или автомобиль «Москвич» парящий в воздухе, подцепленный
вертолетом... Но не будем описывать то, что вам предстоит увидеть. Лучше скажем
об открытиях, которые вас ожидают.
Первое из них — Юрий Никулин, вернее знакомство с ним в
новом качестве. Его герой неожиданен, непохож на ранее найденную в фильмах
Гайдая комедийную маску. Скромнейший и симпатичнейший Семен Семенович, волею
обстоятельств вовлеченный в жуткую криминальную историю, оказывается настоящим
героем. То, как он хранит тайну, как, преодолевая страх, идет на смертельный
риск» как временами срывается, — все это сыграно сочно, комедийно, с
никулинским обаянием. Но дело не только в этом. Положительные герои в комедиях
бывали и раньше. Но создать реалистический полнокровный характер в таком
откровенно пародийном и эксцентрическом фильме — это ново, это открытие. Второй
сюрприз преподнес Андрей Миронов. Мы видели его в образах драматических и
лирических героев. Здесь он во всю силу развернулся в роли остро комедийной,
гротесковой. Его Геша Козодоев — авантюрист-неудачник, то и дело попадающий
впросак, предельно смешон. Но не только: актер, что называется, наизнанку
вывернул нутро этого персонажа — лоботряса, пижона, циника. И с каким блеском
это сделано! — отточенный жест, выразительная мимика, виртуозная легкость и
пластика движений.
И Нонна Мордюкова предстала в фильме неожиданно. Ее
вызывающая содрогание «общественница» из ЖЭКа обрисована средствами тонкой,
разящей сатиры. Даже трех таких ярких исполнительских удач для одного фильма
предостаточно. Но в нем вас порадуют и дуэт гангстера с аптекарем (Л. Каневский
и Г. Шпигель) и П. Чекан в непривычном для него амплуа, и множество отлично
сыгранных эпизодических ролей, вроде «жуткого бандита» А. Папанова. Ансамбль в
фильме подобрался чудесный, а, главное, разыграно все легко, весело. Все это в
сочетании с размахом и масштабностью постановки, с применением новейшей, на то время, трюковой техники помогло создать
ленту увлекательную, зрелищную. Самый лучший фильм советского кинематографа. |