Что же такое гарантийное обязательство?
Это
обязательство изготовителя (исполнителя) обеспечить нормальную работу (применение,
использование) товара (работы, услуги) на протяжении гарантийного срока. Различают
два вида гарантийных сроков.
Гарантийный срок хранения — это время, в течение которого потребительские свойства
товаров не должны ухудшаться за пределы требований нормативных документов. Для
отдельных видов товаров (медикаменты, пишевые продукты, изделия бытовой
химии, парфюмерно-косметические и др.), потребительские свойства которых могут
со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни и здоровья, срок
хранения является сроком годности, и продажа таких товаров по истечении срока
годности запрещена.
Гарантийный срок эксплуатации — срок, в течение которого изготовитель (продавец,
исполнитель) исполняет свои гарантийные обязательства в отношении использования
товара при условии выполнения потребителем установленных правил пользования
(эксплуатации).
Гарантийный
срок хранения исчисляют от даты изготовления, а гарантийный срок эксплуатации
— от даты продажи. Законодательством определен также срок службы продукции —
срок, в течение которого должна быть обеспечена изготовителем (исполнителем)
возможность использования товара (работ) по назначению. Имеется в виду возможность
проведения технического обслуживания, ремонта, изготовления и поставки
запчастей.
Гарантийный
срок службы продукции устанавливается нормативными документами (в паспорте
оговорено время гарантийного обслуживания — год, два и более) или договоренностью
сторон. В случае, если срок не оговорен, гарантия действует в течение 10 лет.
После
окончания срока службы изготовитель не несет ответственности за последствия
последующей эксплуатации. Закон однозначно не определяет продолжительность
гарантийного срока. На продукцию отечественного производства гарантийные сроки
устанавливаются государственными стандартами- и нормативно-технической
документацией и отражаются в паспорте. Но на продукцию зарубежного производства
(за исключением ведущих мировых фирм) такой информации в прилагаемой
документации нет. Закон позволяет устанавливать гарантийный срок договором
между потребителем и продавцом. В любом случае потребуйте от продавца
оформления гарантийных обязательств, оформленных в виде гарантийного талона.
Изготовитель (продавец) вправе ограничить свои гарантийные обязательства определенными
условиями эксплуатации (установка и запуск
в эксплуатацию специалистами, ограничения беспрерывной работы,
использование изделий и коммерческих целях и т. д.). Внимательно изучите эти
условия и постарайтесь их выполнять.
Гарантийный
срок продлевается на время нахождения товара в ремонте. При этом время ремонта
исчисляется с момента официального обращения потребителя об устранении
недостатков.
Гарантийный
срок на новую радиоаппаратуру и бытовую технику отечественного производства
составляет, в основном, 1 год, на холодильники — 3 года.
На
отремонтированные в послегарантийный
срок изделия и отдельные услуги также определен гарантийный срок.
Так,
гарантийный срок на радиоаппаратуру, отремонтированную в стационарных условиях,
— 4 месяца, а отремонтированную на дому — 3 месяца, на пылесосы — 9 месяцев,
машины стиральные и центрифуги — 12 месяцев, часы механические — от 6 до 9
месяцев, иностранного производства — 3 месяца.
А
это информация для женщин. Гарантийный срок сохранения окраски — более 15
суток, сохранения прически после горячей завивки (перманент) — 2 месяца, после
химической завивки — 3 месяца.
В
пределах гарантийного срока потребитель без каких- либо ограничений имеет право
по своему выбору требовать от продавца или изготовителя:
— бесплатного
устранения недостатков товара;
— замены
аналогичным товаром надлежащего качества или товаром другой модели с
соответствующим перерасчетом покупной иены;
— расторжения
договора купли-продажи и возмещения понесенных убытков;
— соответствующего
уменьшения покупной цены.
Относительно
товаров (работ, услуг), на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель
имеет право предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) соответствующие
требования, если недостатки были выявлены на протяжении 6 месяцев, а относительно
недвижимого имущества — не позднее трех лет со дня передачи их потребителю.
Требования
потребителя рассматриваются только после предъявления документа, подтверждающего
факт приобретения товара (услуги), — квитанция, чек, отметка в паспорте и
установленный гарантийный срок.
Недостатки в товаре должны быть
устранены в течение
14 дней, если соглашением сторон не установлен иной
срок. На время ремонта по требованию потребителя ему предоставляется
аналогичный товар.
За
каждый день задержки устранения недостатков (14 дней) или задержки выполнения
требований о предоставлении аналогичного товара потребителю выплачивается
неустойка в размере 1% стоимости товара.
Потребитель освобожден от уплаты
госпошлины по искам, связанным с нарушением его прав. |