Нельзя пренебрегать мелочами.
Вначале 1990 года, когда Бен Нельсон, юрист из Омахи, объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост губернатора штата Небраска, никто не считал этого новичка в политике серьезным претендентом. Специалист по опросу общественного мнения, которого он нанял, сообщил, что из 800 опрошенных им человек за Нельсона высказались два. «Не два процента, — уточняет Нельсон, — а два человека».
Нельсон вступил в предвыборную борьбу. Он произносил речи, жал руки и распространял листовки с изложением своих взглядов. Число его сторонников росло медленно, и он явно оставался аутсайдером. Затем в местной газете он наткнулся на письмо с критикой в его адрес. Нельсон сразу почувствовал, что автор неправильно истолковывает его взгляды. И он позвонил этому человеку. «Я просто хотел, чтобы он правильно понял меня», — говорит Нельсон.
Вскоре кандидат стал делать три- четыре таких звонка в день, а в общей сложности он обзвонил 200 человек. К концу дня первичных выборов аутсайдер Нельсон был выдвинут кандидатом от Демократической партии с перевесом в 42 голоса. «Своим выдвижением я обязан тем самым звонкам», — говорит он. В ноябре 1992 года Нельсон был избран губернатором Небраски.
Бен Нельсон пользовался секретом, который знают многие победители: от внимания к мелочам зависит, добьетесь ли вы успеха или вам придется довольствоваться меньшим.
Харви Маккею было около 18 лет, когда его отец, подчеркивая огромное значение создания сети контактов, посоветовал записывать имена и номера телефонов всех, с кем ему доводится встречаться и с кем он, возможно, пожелает вступить в контакт позднее. Маккею было уже за пятьдесят, и он был владельцем преуспевающей компании по изготовлению конвертов в Миннеаполисе, когда ему пришла в голову мысль написать книгу об уроках, которые он усвоил, занимаясь бизнесом. Издатель согласился напечатать книгу, но тиражом только 10 тысяч экземпляров. Маккей же хотел, чтобы тираж был не меньше 100 тысяч. Тогда он обратился к своей аккуратно подобранной картотеке, где значилось 6500 адресов и фамилий людей, многие из которых были высокопоставленными и знаменитыми людьми.
Опираясь на этот первоначальный список потенциальных покупателей, Маккей сумел уговорить издателя выпустить его труд большим тиражом. «Плавайте с акулами, не опасаясь быть съеденным заживо» поступила в продажу, снабженная хвалебными отзывами лиц из списка Маккея. Она моментально вошла в число американских бестселлеров и стала одним из лучших в истории страны руководством по бизнесу.
— Мелочи — это все, — говорит Маккей. — Маленькие шажки приводят к большому успеху.
Внимание к деталям спасло Черил Харт и ее семейное дело от опасности разорения. Будучи вице-президентом компании «Скальпи Баскет» в Спрингфилде, штат Огайо, специализирующейся на оптовой торговле плетеной мебелью и корзинами, Харт ведет учет должников. Компьютеризация отчетности облегчила работу Харт, но прибавила ей и новые заботы. Предупрежденная о том, что перепады напряжения в сети могут стереть компьютерную память, она ежедневно перед окончанием рабочего дня копировала файлы компании на пленку и уносила ее домой. Она также требовала от своих помощников, чтобы они дублировали файлы, когда ее не было на месте. И все-таки это была обременительная обязанность. На копирование ежедневно уходило полчаса.
23 декабря 1987 года компания «Скальни» завершала свой самый напряженный год. Харт не было на работе — она ходила по магазинам, покупая рождественские подарки, — но перед самым закрытием на праздничные дни она зашла в бюро, чтобы забрать свой портфель. В 3 часа ночи в понедельник раздался звонок из пожарной команды: в здании компании возник пожар. В огне погиб не только весь инвентарь фирмы, но и все компьютерные записи счетов, по которым компания должна была получить долги на сумму около 600 тысяч долларов. «Мы думали, что мы банкроты», — говорит Харт.
Затем она вспомнила про компьютерные копии. Интересно, сделал ли копию ее помощник? Она бросилась к портфелю и нашла копию пленки со всеми последними данными. «Многие из наших клиентов, узнав о пожаре, подумали — и я должна это с сожалением констатировать, — что наши записи уничтожены, и им не придется возвращать нам долги, — говорит с хитрой усмешкой Харт. — Без этой пленки мы не смогли бы восстановить дело».
Обращайте внимание на мелочи, и они могут привести вас даже к большим открытиям о нашей Вселенной.
В начале 60-х годов два сотрудника Лабораторий Белла, Арно Пензиас и Роберт Вильсон, упорно трудились в исследовательском центре в Холмделе, штат Нью-Джерси, совершенствуя антенну, с тем чтобы она могла принимать радиосигналы из нашей Галактики. Но на получаемые ими сигналы постоянно накладывались слабые шумы. Надеясь, что все дело в оборудовании, ученые чистили и тщательно проверяли антенну. Безрезультатно. Помехи не исчезали.
Ученые могли бы бросить все это и заняться другим проектом, но они решили докопаться до корней этого таинственного явления. А не могут ли шумы быть отголоском гигантского взрыва, с которого началась Вселенная? В то время идея большого взрыва увлекала многих астрофизиков, но доказательств не было. Если бы теория большого взрыва была правильной, Земля была бы постоянно окружена низким уровнем радиации. Эта радиация, рассуждал Пензиас, и создает те слабые шумы, которые принимает антенна. Его теория в конечном итоге получила экспериментальное подтверждение, и в 1978 году Пензиасу и Вильсону была присуждена Нобелевская премия по физике. И все это случилось потому, что они не прошли мимо слабого фонового шума.
Успех часто достигается за счет мелочей. В период с 1982 по 1990 год, когда Пэт Райли был тренером лос-анджелесской «Лейкерс», его команда четыре раза выходила победительницей в чемпионатах Национальной Баскетбольной Ассоциации (НБА). Возглавив нью-йоркскую «Нике» в 1991 году, он принял часто проигрывающую команду. Но оказалось, что «Нике» может играть лучше, и в решающем поединке в мае 1992 года она составила самую серьезную конкуренцию чикагской «Буллз», будущему чемпиону.
Как Райли удается добиться этого? Он говорит, что его талант заключается во внимании к деталям. Например, каждая команда НБА изучает видеозаписи и ведет статистику для оценки действий игроков в каждом матче. Но Райли пользуется этим методом более всесторонне, чем его соперники: «Мы оцениваем действия, на которые нередко не обращается внимание: прыжки за отскочившим мячом даже в тех случаях, когда им не удается овладеть, попытки отбить мяч при каждой передаче, нырки за свободным мячом, умение не уклониться, когда игрок противника налетает на вас и получает фол».
После каждой игры статистика «стараний» заносится в компьютер. «Старание, — объясняет Райли, — это то, чем отличаются высококлассные игроки от обычных. Выяснение того, насколько хорошо игрок владеет набором этих маленьких трюков, ложится в основу его профессионального роста».
Внимание к деталям имеет не только практический смысл. Оно свидетельствует об отношении к работе. Когда Мишель Маккормик открывала свою контору по связям с общественностью, она обнаружила, что для успеха дела требуется совсем не то, что она предполагала. Однажды она объясняла одному потенциальному клиенту технику связи. Неожиданно директор компании прервал ее вопросом: может ли она обещать, что в ее работе не будет опечаток?
Опечаток? Маккормик была ошеломлена. Она не могла понять, почему руководитель компании задал такой вопрос. В последовавших затем звонках прослеживалась такая же тенденция. Потенциальных клиентов доводило до бешенства невнимание к «мелочам»: несвоевременные ответы на телефонные звонки, присылка общих счетов без разбивки по статьям, выполнение несогласованных работ. «Ключ к успеху в делах — это не сверхгениальность, а компетентное решение мелких повседневных вопросов», — говорит Маккормик. Однажды она получила контракт только потому, что оказалась единственной из участников, пославшей письмо после презентации.
О внимании к мелочам может и должен беспокоиться всякий, особенно в связи с напряженной обстановкой на рынке рабочей силы. Боб Кроссли, директор по вопросам кадров международной компании «Майкроэлектроникс Продактс, Инк.» в Сан-Хосе, штат Калифорния, замечает это при рассмотрении заявлений о приеме на работу, которые ложатся к нему на стол каждый день. «Просто диву даешься, как много кандидатов отсеивают себя сами», — говорит он.
— Биографии поступают на бумаге с пятнами. Некоторые кандидаты не удосуживаются даже правильно написать название компании. Как только я вижу ошибку, я исключаю кандидата, — заканчивает Кроссли. — Если они не в состоянии побеспокоиться о таких мелочах, как мы можем доверить им работу?
Бывают ли случаи, когда мелочам уделяется слишком большое внимание? Безусловно. Некоторые люди стремятся к совершенству в мелочах за счет более крупных задач. «Чтобы не допустить такого положения, когда люди за деревьями не видят леса, — говорит Чарлз Гарфилд, доцент Калифорнийского Университета в Сан-Франциско, — мы должны постоянно следить за тем, как детали вписываются в общую картину. Если они не соответствуют ей, от них нужно отказаться и перейти к чему-то другому».
Гарфилд сравнивает этот процесс со своей прежней работой ученого-компьютерщика в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). «При полете "Аполлона-11" на Луну он девяносто процентов времени отклонялся от истинного курса, — говорит он. — Однако успешное прилунение было вполне возможно, так как мы знали точные координаты пункта назначения. Это позволило нам внести необходимые коррективы». В повседневной жизни мы находимся в точно таком же положении: когда нам нужно пройти путь от одной точки до другой, знание
того, куда мы идем, помогает определить значение каждого предпринимаемого нами шага.
Слишком часто мы объясняем чужой успех каким-то особым секретом или везением. На самом деле успех редко зависит от таинственных сил. Вновь и вновь мы убеждаемся в том, что, когда мы хорошо делаем маленькие дела, наш труд вознаграждается сторицей.
Психолог из Чикагского Университета, наблюдавший многих людей, которые достигли вершин в той или иной области, говорит: «В чем наша жизнь подвластна нам? В мелочах. Занимаясь мелкими делами, мы получаем немедленную отдачу, и у нас растет уверенность в том, что мы способны на все более крупные дела. Мелочи — это мосты, которые подводят нас ближе к раскрытию всех наших способностей». |