Балаклава (крымско-тат. Balıqlava, Балыкълава) — населённый пункт на юго-западном побережье Крыма. До 1957 года имел статус города; в административном отношении является частью Балаклавского района Севастополя (15 км от центра). Территориально отделён от остального Севастополя незастроенным пространством в несколько километров.
Существует несколько версий происхождения названия города. Согласно одной из версий название происходит из турецкого языка и переводится как «рыбный мешок», согласно другой версии название происходит из крымскотатарского языка и дословно переводится как «рыбная погода». По другой версии название берет свое начало из индоарийского языка древних тавров, и звучало как Palakia – принадлежащий царю Палаку. Современный топоним берет название от генуэзской крепости XIV—XVIII Чембало. После захвата в 1475 году турками крепость получила название Балык-юв («Рыбье гнездо»), в ней был размещён турецкий гарнизон, а позже здесь отбывали наказание провинившиеся перед султаном крымские ханы.
Академик П.С. Паллас считал, что Балаклава — это искажённое "Палакион" — античная крепость в окрестностях Херсонеса, точное местоположение которой не установлено. Берега Балаклавы были населены с древних времён. Греки называли её Сюмболон (бухта символов, предзнаменований); Генуэзцы — Цембало, Цембальё, Чембало. Название Чембало до сих пор сохранилось за развалинами крепости, возвышающимися над Балаклавой.
Символ и главная достопримечательность Балаклавы — это одноимённая Балаклавская бухта. Узкая 200-400 метров и глубокая до 17 метров, одна из самых удобных для швартовки кораблей, бухт на Чёрном море. Бухта глубоко вдается в сушу, и на входе имеет несколько изгибов берегов, что делает вход в неё незаметным с моря.
История Балаклавы насчитывает около 2500 лет, но точная дата основания неизвестна. Известно только, что берега бухты были заселены с древнейших времен. История Балаклавы наполнена сражениями, окутана легендами и романтическими приключениями.
Берега бухты, окруженной горами, с незапамятных времен привлекали человека как удобное место для поселения. Соседство моря позволяло использовать все блага приморской жизни, а окружающие высоты - укрыться от врага. С окрестных гор стекала вода, в лесах водилось множество зверей. Все эти преимущества по достоинству оценили древнейшие жители Балаклавы - тавры. Уже в VII-VIII вв. до н. э. здесь существовало ранне-таврское поселение.
Предполагают, что Балаклава – это был порт листригонов Ламоса - по древнегреческой мифологии великанов-людоедов, с которыми столкнулся Одиссей и его спутники во время своих странствий. Балаклава упоминается у Гомера как Ламос, город листригонов (Одиссея, X, 80-132).
«Листригоны бросают камни в корабли Одиссея. Римская фреска. I век до н. э.
В гавань прекрасную там мы вошли. Её окружают
Скалы крутые с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.
<…> никогда не бывало в заливе
Волн ни высоких, ни малых, и ровно блестела поверхность.»
В I веке н. э. Плиний Старший в «Естественной истории» при перечислении окрестных городов Херсонеса называет Symbolum portus (Естественная история, IV, 86). Страбон пишет о «гавани с узким входом, где тавры обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством»
До I века н. э. это была рыбачья деревушка, основным населением которой были тавры. Они были вытеснены лишь с приходом римлян.
В 60-е годы I века н. э. (между 63 и 66) римские легионы под командованием легата провинции Нижняя Мёзия Плавтия Сильвана разгромили тавро-скифское войско, осадившее Херсонес. Вскоре после этого римские гарнизоны были введены в Херсонес, а на мысе Ай-Тодор была возведена крепость Харакс, военный лагерь появился и в бухте Символон. Именно с этого времени начинается датировка найденных на территории Балаклавы монет, херсонесских и римских. Также было обнаружено несколько римских построек — одноэтажное девяти комнатное здание (так называемый «казенный дом»), которое было крыто черепицей с эмблемами легионов. Интересным памятником римского времени, открытым в Балаклаве, является языческий храм Бога Юпитера (посвященный Юпитеру Долихену). В алтаре, напоминавшем христианскую апсиду, стояли статуи самого Юпитера и других божеств.
В середине III веке начинается великое переселение народов, вызванное глобальным похолоданием. Римская империя впала в глубочайший кризис, в Крым хлынули полчища кочевых племен (самые известные – это готы и гунны). Крыму и Балаклаве, в том числе, необходим был новый союзник и покровитель.
После того как в середине 240-х годов римские войска покидают Крым, город не пустеет; греческое население оставалось там до 370-х годов, когда Северное Причерноморье было разорено нашествием гуннов.
Уже в начале VII века здесь фиксируется византийский поселок Ямболи ((Восточная римская империя (Византия), начала VI века и вплоть до XIII века определяла судьбу Балаклавской земли). В 704 году здесь скрывался император Юстиниан II, бежавший из Херсонеса. Название Ямболи является искажением латинского Симболум.
Причерноморская торговля до конца XII века безраздельно находилась в руках византийцев, что очень не устраивало их торговых конкурентов-венецианцев и генуэзцев. Они только и ждали подходящего случая, чтобы устранить византийцев. И случай этот представился – им оказался IV крестовый поход в Святую землю. Венецианский флот, перевозивший крестоносцев направился не к Святой земле , а к Константинополю. После захвата и разграбления крестоносцами Константинополя (столицы Византии) в 1204 году, владения Византии в Крыму перешли под власть Трапезунда, а морская торговля перешла в руки венецианцев.
В 1261 году генуэзцы (главные торговые конкуренты венецианцев) заключили военный союз с императором Никеи, который захватил Константинополь, изгнал оттуда «латинян» и восстановил Византию. Генуэзцы получили монопольное право торговать на Черном море.
В 1345 году Ямболи захватили генуэзцы, которые, однако, недолго удерживали город, поскольку были выбиты оттуда татарскими войсками. Тем не менее, в 1357 году колония опять оказалась в руках Генуи: именно этим годом датируется начало строительства крепости Чембало (Cembalo) — так итальянцы переняли название Ямболи. В 1380 году золотоордынский хан Тохтамыш, стремящийся заручиться поддержкой генуэзцев, передал им во владение все южное побережье Крыма — от Алушты до Балаклавы; эта территория получила название капитанство Готия. Однако территория консульства Чембало была ограниченна окрестностями города и Балаклавской долиной с селом Нехора (Кадыкой).
В 1357 генуэзцы начали возводить крепость у Балаклавской бухты, которая получила название Чембало (искажение греческого слова Сюмболон).
Одной из первых построек, возведенных генуэзцами недалеко от Чембало является православный храм 12 апостолов, сохранившийся до наших дней - — сейчас храм Двенадцати апостолов (ул. Рубцова, 41). По одной из версий, она была построена в 1357 году, о чём гласит надпись на камне, обнаруженном под слоем штукатурки во время реставрации: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоно-де-Орто, консула и кастеляна». В 1794 году церковь была отреставрирована, также появился портик. Неизвестно, в чью честь был освящен храм изначально; по окончании Крымской войны церковь освятили в честь святого Николая. В советские времена в церкви был устроен дом пионеров, а затем клуб «Осоавиахим». После передачи храма в 1990 году Церкви он был пере освящён в честь Двенадцати апостолов.
После эпидемии чумы 1429 и засухи 1428—1430 годов греческое население Чембало осенью 1433 года подняло против генуэзского правления восстание, во время которого княжество Феодоро захватило город. Захваченную феодоритами крепость, генуэзцам удалось отбить лишь год спустя, с помощью прибывшего из Генуи подкрепления. По решению сената Генуи и Банка святого Георгия была отправлена эскадра из 20 галер с десантом в 6000 наёмных солдат.
Керамический водопровод крепости Чембало
4 (13) июня 1434 года генуэзцы взяли и разграбили Чембало, захватив в плен сына князя Феодоро Алексея. Затем войско направилось на север и захватило единственный порт Феодоро — крепость Каламиту, однако 22 (27) июня было разбито в сражении при Солхате пятитысячной армией Хаджи Герая, которая после этого осадила Кафу. По миру, заключенному в 1434 году, за Генуей оставались все территории в Крыму, за что та признавала Хаджи Герая крымским ханом и выплачивала выкуп за пленных.
В 1453 году Византия пала под ударами Османской империи, и уже в 1475 году крепость Чембало без боя захватила турецкая армада. В истории Балаклавы начинается турецкий период Сюмболон Лимен получает новое имя «Балыклагы» (рыбное место, гнездо). В этом же 1475 году Османская империя захватила все греческие и итальянские владения в Крыму: княжество Феодоро и генуэзские колонии.
В 1624 году Балаклава была захвачена запорожскими и донскими казаками, но длилось это недолго, летом 1625г. бухту захватил турецкий флот.
С 1771 года крепость Чембало турки сдали без боя во владения князя Долгорукова. Балаклавская бухта с этого времени стала первым пристанищем российского флота, ещё до основания Севастополя и присоединения Крыма к России. Спустя три года, Турция признала независимость Крыма, подписав с Россией Кючук-Кайнарджийский мирный договор, а в апреле 1783 года манифестом Екатерины II Крым присоединился к России.
Русско-турецкая война, начавшаяся в 1768 г., держала в постоянной боевой готовности корабли Азовской флотилии, которые несли регулярную крейсерскую службу между Каффой, Балаклавой и Суджук-Кале. 23 июня 1773 года, сторожевой отряд капитана 2 ранга Иоганна Генриха Кинсбергена, состоявший из 16-пушечных кораблей «Корон» и «Таганрог» (командиры — И. Басов и А.М. Колычев), встретил у Балаклавы значительно превосходящую по силам турецкую эскадру — три 54-пушечных линейных корабля и 24-пушечную щебеку с десантом на борту.
Из-за слабого ветра «Корон» отстал от головного корабля «Таганрог». Несмотря на это, командующий русским отрядом принял решение дерзко атаковать противника одним кораблем. Искусно маневрируя, в течение часа до подхода «Корона» «Таганрог» меткими продольными залпами наносил существенные повреждения врагу. После шести часов боя турецкие суда отступили, понеся серьезные потери в экипажах. И.Г. Кинсберген докладывал после блестящей победы: «Легче было бы поймать луну, нежели догнать парусные суда с моими двумя плоскодонными машинами. Если бы у меня был фрегат, то, у Ее Величества было бы двумя кораблями более». Потери личного состава русских судов оказались небольшими и составили: погибшими — 1 офицер и 3 матроса, ранеными — 30 матросов. В рапорте командир отряда также отметил исключительную отвагу и стойкость своих моряков: «С такими молодцами я выгнал бы черта из ада». В ходе сражения Кинсберген впервые применил составленные им специальные «сигналы на непредвиденный случай». За проявленный героизм и личное мужество императрица Екатерина II наградила капитана 2 ранга Кинсбергена орденом Святого Георгия 4 степени. Сражение вошло в летопись русского флота как Балаклавское и привлекло пристальное внимание командования русского флота. Балаклавский бой был первой победой российского флота на Чёрном море.
Первым русским офицером, занявшимся укреплением Балаклавской бухты стал Федор Федорович Ушаков (в то время командир 16-ти пушечного корабля «Морея»)
Значение Балаклавы в системе крымских пограничных оборонительных постов на юге Российской Империи повышалось благодаря самоотверженным усилиям адмирала Ф.Ф. Ушакова, который уделял этому особое внимание. Сложилось так, что будучи еще молодым лейтенантом, он в 1772 году совершил первое длительное плавание по Черному морю из Таганрога в Балаклаву. Командуя палубным ботом «Курьер», Федор Ушаков приобрел ценные сведения о Балаклавской бухте и ее окрестностях.
Для защиты крепости и порта Балаклавы от вторжения турецкого флота в 1774 году Ф.Ф. Ушаков получил в командование 16-пушечный корабль «Модон» и занял брандвахтенный пост в гавани. Подвиг капитана 2 ранга Кинсбергена послужил примером для молодого лейтенанта и, безусловно, оказал большое влияние на становление его флотоводческого таланта. В должностные обязанности Ушакова входил бдительный надзор за проходившими мимо входа в бухту судами.
Отвесные скалы, обрамляющие узкий проход, всегда представляли серьезную опасность для мореплавателей. После сражений в Балаклаву приходили ремонтироваться русские корабли «Морея», «Новопавловск» и многие другие. Не всем судам при сильном ветре удавалось благополучно войти в гавань. Внешний рейд Балаклавы пригоден для якорной стоянки только при тихой погоде. Когда штормовые волны яростно бились об острые скалы, корабли срывало с якорей и бросало на камни.
Жертвой разбушевавшейся стихии в 1775 году стал 16-пушечный фрегат «Победа» под командованием Николая Петровича Кумани. 5 сентября этот знаменитый корабль потерпел крушение у Балаклавы. Чудом удалось спасти пассажиров и экипаж.
Несмотря на сложные гидрометеорологические условия, судоходство в районе Балаклавы продолжало развиваться и требовало разработки новых подходов к защите этого важного стратегического пункта. Участившиеся случаи получения экипажами иностранных судов ценных военных сведений о русских портах побудили контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова уделить особое внимание защите Балаклавского порта от таких визитов.
По Кючук-Кайнарджийскому миру Крымское ханство обрело независимость от Османской империи, и над ним был объявлен протекторат России. Турецкий гарнизон покинул Балаклаву — на его место пришли казаки. По приказу Екатерины II («Балаклаву исправя, как она есть, содержать её поселенным тут греческим войском») в городе был размещен Греческий батальон Балаклавы, сформированный из греков, поступивших на русскую службу; он был призван охранять южное побережье Крыма. Грекам были выделены наделы вблизи Балаклавы, затем закрепленные в пожизненное пользование.
В 1787 году Балаклаву посетила Екатерина II. Здесь, по замыслу Григория Потемкина, императрицу встречал конный отряд "амазонок" из 100 балаклавских гречанок.
В 1808 году в Балаклаве были учреждены таможня и карантин (при содействии Ушакова), однако город так и не стал мощным торговым портом. В те времена город представлял собой скорее деревню: через город проходила всего одна улица, а жителей насчитывалось немногим более тысячи. В 1851 году инженер-капитан Ю. К. Амелунг составил генеральный план благоустройства Балаклавской бухты, но его реализации помешало начало Крымской войны.
Во время посещения Крыма Александром I в 1819 и 1825 годах и Николаем I в 1837 году Греческому батальону поручалось несение караульной службы при императоре, за что греки щедро вознаграждались: расширялись земельные наделы, выплачивались компенсации за погибших воинов, увеличивалось жалование, кроме того, были открыты школы.
В период Крымской войны (1854-1855г.), при осаде Севастополя, англичане избрали Балаклаву своей главной опорной базой.
После проигранного русской армией сражения на Альме часть британских войск, не встречая сопротивления на своем пути, направилась к Балаклаве. В ночь с 13 (25) на 14 (26) сентября 1854 года авангард британской армии вошёл в город и неожиданно для них был обстрелян огнём из генуэзской крепости, где засел полковник Манто.
«В то время как англичане подходили к Балаклаве, в древних развалинах засел командир Балаклавского греческого пехотного батальона полковник Манто. С одной ротой своего батальона, в числе 80 человек строевых и 30 отставных солдат. При них были 4 медные полупудовые мортирки. <…> Неприятельский авангард, подойдя к Балаклаве, неожиданно был встречен огнём греческих стрелков». После шестичасовой перестрелки защитники крепости были взяты в плен. Часть Греческого батальона прорвалась в горы и затем соединилась с русской армией в Ялте.
Британцы обосновались надолго и со всеми удобствами. Начали строить отели Севастополя. Они провели первую в Крыму железную дорогу, построили деревянную набережную – сейчас на её месте набережная Назукина, несколько шоссейных дорог, магазины, провели водопровод, построили гостиницы, увеселительные заведения.
Именно тогда и стали называть древнюю гавань "Маленький Лондон". В феврале—марте 1854 года, англичанами была построена первая в Крыму Балаклавская железная дорога длиной 12,8 км. Дорога соединяла Балаклавскую бухту и военное депо в районе Сапун-горы. 8 февраля 1855 года по инициативе частной английской фирмы «Пето, Брассей и компания» началось строительство первой в Крыму железной дороги для доставки орудий и снарядов к местам осадных работ. 19 января 1855 года в Балаклаву из Англии прибыла первая партия рабочих с главным инженером Джеймсом Бэтти, оттуда же доставили 1800 тонн рельсов, 6000 шпал, 300 тонн досок и около 2000 тонн различного груза, включая подъемные краны, вагоны-платформы, вагонетки и даже машины для забивания свай. Строительство завершили за семь недель — к 26 марта 1855 года. Для ускорения перевозки грузов из Великобритании доставили паровозы, каждый из них имел название: «Содружество», «Победа», «Лебедь» и «Чёрный бриллиант». После войны железная дорога была разобрана и продана туркам, кто продал сами англичане или русские неизвестно.
В октябре 1854 г. в Балаклавской долине произошло знаменитое Балаклавское сражение, в ходе которого англичане потеряли большую часть легкой кавалерии, в которой служили отпрыски знатнейших фамилий Британии. Но это были ещё не все беды для британцев. Спустя месяц на Чёрном море поднялась буря, потопившая 30 и сильно повредившая не менее 40 кораблей союзников, 11 судов английского флота, стоявших на рейде у входа в Балаклавскую бухту, были выброшены на прибрежные скалы. Среди затонувших кораблей был легендарный трехмачтовый пароход «Принц», который, выполняя свой первый рейс, привез зимнюю одежду, припасы и секретное оружие для взрыва затопленных русских судов, преграждавших вход в Севастопольскую бухту. Из 150 членов экипажа спаслось только семеро. По легенде «Принц» должен был доставить большое количество золота для жалования британским солдатам. Эта буря стала причиной появления легенды о «золоте Черного принца». В 1924 году Балаклава стала родиной ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения), созданной для поиска «Черного принца» с грузом золота: в здании гостиницы «Гранд-отель» были открыты первые водолазные курсы в СССР. В 1930 году на базе этих курсов был открыт Военизированный морской водолазный техникум ЭПРОНа, который не только готовил водолазные кадры, но и занимался исследовательской деятельностью. В начале Второй мировой войны ЭПРОН был реорганизован в Аварийно-спасательную службу ВМФ.
Множество легенд ходит о несметных сокровищах английского фрегата "Черный принц", затонувшего во время Крымской войны. Александр Куприн в своих "Листригонах" утверждал, что старикам в Балаклаве совершенно точно известно, что в бочонках находились "шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом!"
13 (25) октября в долине к северу от Балаклавы произошло так называемое Балаклавское сражение: русская армия стремилась захватить английский лагерь и тем самым прекратить снабжение англичан. Место битвы впоследствии получило название Долина Смерти, в 1856 году англичанами там был установлен памятный знак и находится английское кладбище, которое в 1945 году после Ялтинской конференции посещал Уинстон Черчилль.
После заключения Парижского мирного договора множество русских офицеров направилось осматривать английские позиции в Балаклаве. Участник обороны Севастополя Н. Крыжановский оставил интересные впечатления о посещении базы британской армии и флота в Крыму: «Самый поверхностный осмотр Балаклавы, обращенной, так сказать, в предместье Ливерпуля, до крайности интересен во всех отношениях. При виде значительного числа судов самых больших рангов, наполнявших бухту Балаклавы, при взгляде на длинную набережную, поставленную на том месте, где так недавно еще была одна песчаная отмель, на все пересекающиеся железные дороги, на целый ряд огромных магазинов, из коих несколько было железных, на все машины и устроенные уже заведения, на которых приготовляли хлебы, гвозди и все потребности армии, на улицы домов, целиком привезенных из Англии, и наконец на многочисленные толпы английских простолюдинов, нанятых и привезенных сюда частными людьми; вспомнив кроме того, что не более как за два года перед сим на том же месте, постоянно мирном и пустынном, жило без всякого шума несколько сотен греков, занимающихся рыбной ловлей, с невольным ужасом помышляешь о страшном могуществе золота и богатства, о неимоверных расходах, сопряженных с войною, и обо всем, что на те же деньги можно сделать истинно полезного и великого».
Перед тем, как навсегда оставить Балаклаву, английские корабли, по словам русского офицера П.В. Алабина, «грузятся снарядными осколками, собираемыми в городе, артиллерийскими орудиями и даже гранитом домов и набережных. Французы взяли свои трофеи и только. Англичанам мало трофеев, им нужна прибыль: чугун осколков, свинец пуль, гранит набережных и надгробных памятников, захваченных на севастопольских кладбищах, все пойдет в дело. Кажется, англичане, если бы могли, увезли с собой все развалины Севастополя, Малахова кургана и бухту».
Англичане вывезли 875 чугунных орудий, 3 — даже приведенных в негодность — и 89 бронзовых стволов, несколько пушек утонуло в бухте. В семь часов утра 30 июня 1856 года, ровно через три месяца после заключения мира, английские корабли с войсками на борту отдали швартовы и вышли из балаклавской гавани, ставшей им надежным пристанищем на время беспримерной в истории осады Севастополя. Над разрушенным Севастополем и Балаклавой раздавался перезвон колоколов уцелевших церквей. Величали живых, отстоявших Крымскую землю, поминали погибших воинов. Вмонтированные в бетон стволы орудий, используемые как кнехты на Набережной Назукина, и сегодня напоминают о событиях Крымской войны.
В мае—июне 1856 года союзники покинули город, и вскоре опустошенная Балаклава была переведена в разряд заштатного (без уездного) города Ялтинского уезда Таврической губернии. Возрождение Балаклавы произошло в конце XIX века и связано с развитием города как курорта. В 1860-х годах императорская семья приобрела Ливадию, а уже в 1870-х годах Южное побережье Крыма становится модным местом отдыха аристократии.
Первым человеком, оценившим потенциал Балаклавы как курорта, был К. А. Скирмунт: в 1870-х годах поселившись в городе, он открыл в своем доме пансионат; кроме того, семья Скирмунтов приобрела участки в Балаклавской долине и начала разводить там венгерские и рейнские сорта винограда. В 1888 году К. А. Скирмунт открыл на набережной грязелечебницу.
В 1887 году на Новой набережной (сейчас набережная Назукина), в доме № 3, была открыта первая в городе гостиница — «Гранд-отель». Затем появилась гостиница «Россия» (Новая набережная, 21), владельцем которой был градоначальник Спиридон Гинали. Семье Гинали также принадлежали купальни, к которым в 1904 году было пристроено здание на 12 номеров для принятия морских ванн.
В 1903—1905 годах на западном берегу бухты, почти у самого входа в гавань, по проекту академика Н. П. Краснова, архитектора Ливадийского дворца, была построена дача графа Матвея Апраксина в популярном тогда неогреческом стиле. Здание было врезано в скалу, дачу окружали террасные сады, на набережной был небольшой причал. До Второй мировой войны на вилле находился штаб артдивизиона. Покидая Балаклаву, немецкие войска взорвали дачу Апраксина — сохранились фундамент, подпорная стена и остатки сада.
В начале 1900-х годов там же, на западном берегу, был построен так называемый «охотничий домик» Юсуповых; вероятно, архитектором этой дачи являлся также Н. П. Краснов. В этом доме никогда не жил никто из Юсуповых. В настоящее время дача находится в частной собственности, что, однако, не сказывается на её виде.
В то же время, в первое десятилетие XX века, на Новой набережной были построены дача актрисы Соколовой, во флигеле которой (не сохранился) осенью 1907 года жила Леся Украинка, а также дача Марецкой — сейчас Библиотека имени А. И. Куприна.
Кроме того, активно застраивалась территория между старой частью города и Кадыковкой: в так называемом «Новом городе» было возведено большое количество дач. Всего в Балаклаве 1900 по 1910 год было построено более 100 дач. Согласно данным 1904 года, в городе проживало 2240 человек: из них 76,2 % — греки, 17,4 % — русские, 4 % — евреи, 1,1 % — немцы, 0,7 % — татары и 0,2 % — поляки. А в 1911 году у Балаклаве (вместе с Кадыковкой) проживало 2895 человек, существовало 4 церкви, одноклассное земское училище (в здании городской управы), церковно-приходская школа в Кадыковке и частное училище Л. В. Синельниковой. В 1888 г. была открыта грязелечебница, в 1896 году построена электростанция. В 1911 г. в Балаклаве было четыре церкви, два земских и одно начальное сельское училище, почтовая станция, кинотеатр, больница, библиотека, городской клуб, городское собрание, драмтеатр. Основным занятием жителей являлось сельское хозяйство, табаководство и виноградарство, рыболовство, добыча строительного камня, извести.
Накануне и в начале Первой мировой войны около Балаклавы проводилось строительство фортификационных сооружений — Южная (Балаклавская) группа сухопутных укреплений: два форта «расчлененного» типа (автор — военный инженер Полянский). «Северный» форт находится на высоте 212 м, а «Южный» — на высоте 386 м. Форт «Южная Балаклава» получил название «Бочка смерти»: по легенде во время Второй мировой войны производились расстрелы. Тогда же недалеко от Балаклавы, на мысе Фиолент и у мыса Георгия, началось строительство, соответственно, береговых батарей № 18 и 19, но завершилось только в 1920-е годы.
Литературная известность Балаклавской земли началась с А.С. Пушкина. В сентябре 1820 г путешествие к древнему Георгиевскому монастырю оставит яркие воспоминания в душе поэта. Весьма популярна легенда о посещении Балаклавской земли осенью 1840г другим русским поэтом – М.Ю. Лермонтовым на шхуне «Юлия» в сопровождении француженкой возлюбленной Адель Оммер де Гель. В августе 1907 года Балаклаву посетила известная поэтесса Леся Украинка. Она поселилась в доме актрисы Соколовой. Здесь она прожила полтора месяца, продолжая, несмотря на болезнь (туберкулез), свою литературную деятельность.
Многие известнейшие писатели, такие как А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, И.А. Бунин, А. Грин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Максим Горький бывали на Балаклавской земле, хотя не все посвящали ей свои творения. Первым литератором воспевшим Балаклаву был Александр Иванович Куприн, в своем цикле очерков «Листригоны» и рассказе «Светлана». Он прожил в Балаклаве с сентября 1904г. по 1 декабря 1905 года, пока не был выслан из Балаклавы за свой очерк «События в Севастополе».
Во время гражданской войны, после подписания Брестского мира, Балаклава попала в зону германской оккупации, а после вывода войск Германии оказалась в зоне интервенции Франции. После поражения белого движения в Крыму была установлена советская власть в ноябре 1920 года.
Многие социал-демократы, народовольцы, жившие в Балаклаве и в Севастополе, на дачах в Бельбекской долине, поддерживали тесную связь с Александром Карловичем Врангелем, владевшим имением в Чоргуне совместно с Павлом Ивановичем и Минной Карловной Бларамберг. Там устраивались музыкальные вечера, встречались сочувствующие революционным идеям. В Чоргуне бывали Н.И. Емельянов, С.К. Беловодская, С.А. Никонов, С.Я. Елпатьевский — родственник барона А.К. Врангеля, народоволка Е.Д. Левенсон, находящаяся под надзором полиции. В ноябре 1905 года в имении спасались моряки, добравшиеся до берега с восставшего революционного крейсера «Очаков», расстрелянного в Севастопольской бухте. Непосредственное участие в их спасении принял находившийся в это время в Балаклаве А.И. Куприн. Узнав, что в городке скрывается человек десять матросов, он едет в Чоргунь и договаривается укрыть их под видом рабочих на виноградниках...
Romantic
Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы.
«Комендантом генуэзской крепости» шутливо называли младшего лейтенанта Григория Орлова — до войны — строитель Московского метрополитена. А «инженером по строительству» — бойца Александра Мартынова. В нижней части башни, обращенной на юго-восток, к позициям врага, он прорубил проход. А. Мартынову пришлось изрядно потрудиться, прежде чем он одолел двухметровую стену башни, построенную искусными древними строителями. На башне защитники вывесили щит с надписью: «Смерть немецким оккупантам!», которая отлично просматривалась гитлеровцами. Нередко гитлеровцы сбрасывали на городок и листовки: «Русский солдат, опомнись! Ваша жизнь обречена на гибель. Бросай винтовку, сдавайся в плен и сохранишь себе жизнь. Иначе мы всех вас уничтожим или утопим на станции БУЛЬ-БУЛЬ».
Из зоны обстрела балаклавцы переселились в убежища. Женщины стирали и чинили белье и обмундирование бойцам, ухаживали за ранеными. Балаклавские рыбаки под огнем врага ловили рыбу или выбирали кефаль, оглушенную взрывами мин и снарядов. Они добывали столько рыбы, что ее хватало не только защитникам Балаклавы и жителям городка, но часто доставляли ее и в Севастополь. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.
В 1953—1963 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок — так называемый «Объект 825 ГТС» а также «Объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению 6 видов ядерного оружия. Он находится внутри скалы на западном берегу бухты и имеет также выход со стороны моря. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность и был разграблен. Сейчас часть завода является музеем.
Поскольку завод являлся секретным объектом, 10 мая 1957 года Балаклава была включена в состав городской черты Севастополя и потому утратила административный статус города, стала закрытой территорией. До конца холодной войны Балаклава оставалась закрытым городом.
Сегодня, когда все запреты сняты и город рассекречен, можно совершить экскурсию по живописной бухте, подняться к останкам генуэзской крепости, посетить подземный завод для ремонта подводных лодок, отправиться на морскую прогулку к мысу Айя, Свято–Георгиевскому монастырю, гроту Дианы, посетить самые укромные бухточки Балаклавского побережья, познакомиться с местными ресторанчиками, сходить на морскую рыбалку, спустится с аквалангом в глубины моря и просто искупаться и позагорать, места для пляжного отдыха лучше всего посещать именно на водном транспорте, т.к. путь по суше отнимает много времени и сил: слишком уж сложный в этом районе рельеф.
"Каких последов в этой почве нет!
Для археолога и нумизмата -
От римских блях и эллинских монет
До пуговицы русского солдата!.."
Максимилиан Волошин о Балаклаве.
Гора Таврос, выход подводных лодок из секретного подземного завода - укрытия
Памятник подводникам (до реставрации)... вернули всё на место, наконец то...
Два мыса. Вид с Балаклавского мыса на мыс Георгия (Курона)
Остатки башни-маяка
|