Освоение земель Фороса началось в начале 50-х годов XIX века после того, как Ялту и Севастополь соединила шоссейная дорога, построенная военными строителями. В честь завершения её строительства на перевале сооружается портал — ворота, названные Байдарскими по названию долины с одноименным селом.
Земли царских чиновников вблизи Фороса стали быстро раскупать и застраивать. В начале 90-х годов XIX столетия по просьбе православных близлежащих селений известный чае-промышленник, купец первой гильдии, имевший чайные плантации на Цейлоне, А. Г. Кузнецов заказал проект церкви известному архитектору, академику архитектуры Николаю Михайловичу Чагину.
По совету врачей, страдавший от туберкулеза Кузнецов перебрался из Москвы в Крым, здесь он в конце 80-х годов XIX века купил у князя Нарышкина имение «Форос».
Свое состояние Александр Кузнецов унаследовал от деда Алексея Губкина. Последний же разбогател, торгуя чаем. Чай в те времена из Китая везли на лошадях через Монголию и Сибирь на знаменитую, одну из крупнейших в дореволюционной России, Ирбитскую ярмарку. Часть чая там скупали уральские купцы, остальное везли в Нижний Новгород, где ароматные листья уже приобретали торговцы Москвы и Петербурга. Продаж в розницу на ярмарках тогда не было, только, как мы бы сейчас сказали, крупный опт. Губкин одним из первых начал торговать чаем на рынках иначе: развешивая товар в любых количествах по требованию покупателей. Он же стал посылать своих людей в Китай, чтобы на месте разобраться в сортах и выбрать лучшее. Девизом Губкина стали слова: «Наилучший продукт по низкой цене в любое время в любом месте».
Церковь Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Храм расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам. Памятник русской архитектуры конца XIX века.
Место для строительства - на вершине 400-метровой Красной скалы - было предложено инженером Блажновым, который считал эту точку центром пейзажа, открывающегося со стороны поселка. В пояснительной записке к проекту храма, разработанному академиком Николаем Чагиным, Блажнов писал: «Церковь в имении г. Кузнецова «Форос» предполагается поставить на выдающейся скале при повороте с казенного шоссе на шоссе, ведущее в усадьбу этого имения. Место это, хотя и несколько удалено от усадьбы, выбрано для этой цели потому, что построенный на нем храм будет виден очень далеко; оно около самого шоссе и представляет большое удобство для прихожан окрестных селений; место это составляет как бы центр всей картины этой части Южного берега и обращает на себя особое внимание по своей красоте. ...Всему сооружению приданы размеры, вполне отвечающие требованию прочности».
Церковь построена в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.
Византийские зодчие пользовались приёмом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счет добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения. Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод.
В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х Евангелистов, Вознесения Хрестова, Покрова Божией Матери, Свят. Григория, Мученицы Татианы, Прав. Анны, Св. Алексия и Воскресения Христова. Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.
Был применен стиль многочисленных куполов, по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре – купола разной величины, всего их девять.
При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича – плинфы, кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремлённой вверх колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники были выполнены из каррарского мрамора. Пол украшала мозаика знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами.
К отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.
Иконы для храма писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона «Рождества Христова» принадлежала кисти К. Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом. В собственность церкви А.Г. Кузнецов передал 2,5 десятин земли, на которых построили дома для настоятеля и причта. Спустя 4 года после закладки первого камня строительство церкви завершили. 4 октября 1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом во славу Воскресения Христова, в присутствии Обер-Прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Через 6 лет, в октябре 17 числа 1898 года в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от смерти церковь посетили Государь Император Николай II с Государыней Александрой Фёдоровной, с дочерями.
На строительство церкви Кузнецов потратил пятьдесят тысяч золотых рублей, согласно оценочной ведомости 1898 года, также на содержание церкви было внесено 50000 рублей, в хозяйственное управление Святейшего Синода.
В приход храма входили имения «Форос», «Тессели», «Мшатка» и село Байдары (совр. Орлиное). Добираться сюда было непросто, тем не менее у паствы он пользовался популярностью. Благодаря удачному местоположению церковь нанесли как ориентир на мореходные карты. А вскоре Кузнецов, будучи крупнейшим чаепромышленником в России, стал использовать изображение Форосской церкви еще и в качестве фирменного знака на жестяных коробочках со своим чаем. Ну, а затем в обиход вошли открытки с изображением храма на скале.
С появлением церкви на Красной скале в Форосе связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь купца Кузнецова (по другой версии его возлюбленная) каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед невидимой преградой. В честь чудесного спасения и была построена церковь. Но это лишь красивая легенда.
17 октября 1888 года у станции Борки в 50 км от Харькова сошел с рельсов царский поезд, следовавший из Крыма в Санкт-Петербург - император с семьей возвращался домой после отдыха в Ливадии. Крушение произошло в два часа дня, когда поезд, спустившись с уклона, шел по ровной насыпи со скоростью почти 70 км/ч. Во всем составе из 15 вагонов уцелело только 5 и 2 паровоза. Остальные вагоны смяло и разбросало вокруг. 21 человек погиб, более 40 были ранены. Царская семья во время крушения находилась в вагоне-столовой. И именно он пострадал сильнее всего: его сбросило под откос на левую сторону насыпи, стены были сплюснуты и придавлены упавшей крышей. Но царская семья осталась цела. А вот в соседнем вагоне, в котором находилась буфетная прислуга, погибли все - из него извлекли 13 обезображенных трупов. Потом рассказывали, что император Александр III, отличавшийся недюжинной силой, удерживал рухнувшую крышу вагона до тех пор, пока императрица с детьми и придворные не выбрались наружу.
Вряд ли это могло быть так - все-таки крыша вагона весила не одну тонну. А вот что истинная правда, так это то, что государь и его венценосная супруга оставались на месте катастрофы до самого вечера и не уехали до тех пор, пока не была оказана помощь всем пострадавшим и не опознаны погибшие. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил холодный дождь), сам распоряжался извлечением людей из-под обломков разбитых вагонов, а императрица с медицинским персоналом обходила раненых, помогая им, хотя у нее самой была повреждена рука.
Официально считалось, что причиной крушения поезда было плохое состояние путей и превышение скорости на сложном участке. Однако расследование по этому делу до конца не довели: спустя несколько месяцев после аварии его приказал прекратить сам император. Интересно, что существовала и иная версия событий в Борках, в соответствии с которой в вагон-столовую террористы подложили бомбу с часовым механизмом, рассчитав так, чтобы она взорвалась, когда там будет вся императорская семья.
В честь чудесного спасения царских особ по всей России прошли благодарственные молебны. В Борках рядом с насыпью, где произошло крушение, был построен храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения. И такие церкви возводились по всей России. В пределах одного только Севастопольского благочиния это событие было отмечено строительством двух святынь: храма Святого Пантелеймона в Инкермане и храма Воскресения Христова над Форосом.
Потрясённый известием об этом происшествии, крупнейший российский торговец чаем и фарфоро-заводчик Александр Кузнецов испросил высочайшей милости построить в честь спасения императора церковь в Форосе. Предполагают также, что со стороны А. Т. Кузнецова эта церковь могла бы быть своего рода «откупными», так как разведение и продажа чая считались монополией царской семьи.
Первым и единственным до революции священником Форосского храма был о. Павел (Ундольский). Родом о. Павел из Владимирской губернии, рукоположен во священники Владимирским архиепископом Феогностом.
Частым гостем и другом о. Павла был известный русский писатель Антон Павлович Чехов. Сохранилась личная переписка, есть архивное свидетельство о том, что А. П. Чехов участвовал в строительстве церковно-приходской школы в Мухалатке (Олива), так же до революции 1917 года, при храме имелась школа грамоты.
В 1927 году по решению комиссии по изъятию церковных ценностей была экспроприирована драгоценная церковная утварь: золоченные ризы с икон, сосуды для богослужения, оклады с Евангелия, золоченные подсвечники, дарохранительница, паникадило. Позолоченные кресты на куполе и на башенках церкви были сброшены, колокола пошли на переплавку. Все это, как и бесценные иконы великих мастеров, пропало бесследно. Отец Павел (Ундольский) был репрессирован в 1924 году и сослан.
Примечательно, что во время Крымского землетрясения 1927 года, когда чуть ли ни весь Южный берег превратился в руины, частично разрушилось Ласточкино гнездо, и треснула сама скала, на которой стоит замок, Форосская церковь не пострадала.
В 1934 году церковь вместе с домами куплена санаторием «Форос» у ялтинского РайЗО за 18 тысяч рублей. Устроили склад, а позже ресторан-закусочную для туристов - на месте алтаря поставили буфетную стойку, в молитвенном зале разместили столы, в церковных подвалах оборудовали кухню. В меню предлагались шашлык, пиво, крымские вина.
Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь оказалась в центре жестоких боев. Здесь держал оборону отряд погранзаставы во главе с Александром Терлецким. В путеводителе Е. М. Литвиновой «Крым. Православные святыни» изложена эта трагическая история: «Гитлеровцы рвались к Севастополю, но на перевале Байдарские ворота их задержал отряд командира погранзаставы А. С. Терлецкого. Форосская церковь стала для бойцов наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. Никто не уцелел в этих боях, погибли все бойцы отряда, но не отступили. Мученическую смерть принял командир: враги распяли его на дереве. Церковь принимала на себя удары врага, защищая солдат, укрывавшихся в ней, следы от вражеских пуль надолго остались ранами на ее стенах. Во время оккупации люди приходили в пустую разрушенную церковь и молились, просили о даровании победы». После войны в церкви на стене осталась страшная для гитлеровцев надпись: «Партизаны, бейте фашистов!» В период оккупации немцами были вырваны и увезены красивые стенные панели и подоконники из каррарского мрамора, а сам храм использовался под конюшню. Тогда от копыт лошадей пострадал мозаичный пол.
После войны к храму было пристроено еще одно помещение общественного питания, и ресторан заработал вновь. Говорят, что его любил посещать Хрущев, но один из таких визитов едва не закончился большим скандалом. Никита Сергеевич, сопровождая в поездке по Крыму шаха Ирана, пригласил гостя отобедать в ресторане - там уже были накрыты столы и все ждали высокопоставленных клиентов. Но шах, посмотрев на храм, категорически отказался от приглашения, сочтя это кощунством. Мероприятие было сорвано. Расстроенный Хрущев после этого распорядился снести ресторан, и его приказ был выполнен, но, к счастью, разрушили только более поздние пристройки, а саму церковь не тронули.
С открытием нового шоссе резко уменьшилось число проезжающих у церкви туристов. Церковь до 1969 года использовали под склад, пока там не произошел пожар. В пламени погибли оставшиеся на стенах иконы, фрески, отстала штукатурка.
Обветшавший и полуразрушенный храм решили убрать уже в начале 1980-х - чтобы не отвлекал проезжавших мимо шоферов. В 1980 году было принято решение облисполкома и ялтинского горисполкома о передаче церкви и земли для строительства там пансионата КБ днепропетровского «Южмашзавода». Жители посёлка Форос, возмущенные решением властей, добились отмены этого решения. Здание храма взяли на учёт как памятник архитектуры XIX века.
В 1981 году Киевским управлением реставрации и живописи («Укрреставрация») впервые было проведено комплексное обследование состояния кровли, живописи, остатков внутреннего убранства. На тот момент церковь стояла без окон, без дверей, без куполов. Местные жители рассказывают, что во времена правления Горбачева М. С., когда под Форосом строилась госдача, было намерение вообще взорвать церковь, для того чтобы она то ли не отвлекала, то ли, напротив, не привлекала внимания.
С 1987 года бригада специалистов Севастопольского участка «Укрреставрации» под руководством Евгения Ивановича Бартана начала выполнять реставрационные работы, длившиеся три года. После выполнения первой очереди реставрационных работ (внешняя реставрация), решением Ялтинского горисполкома церковь была передана Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Возглавил её молодой двадцатичетырехлетний иеромонах отец Пётр (в миру Виталий Леонидович Посаднев).
Храм находился в страшном запустении: голые ободранные стены, лишь кое-где высоко под куполом сохранились фрагменты фресок, дырявая крыша, окна, заложенные камнями. 3 июня 1990 года в канун праздника Святой Троицы отслужили первый за многие годы молебен с водосвятием и освятили храм.
Возобновили реставрацию в начале 90-х годов ХХ века, службы велись одновременно с восстановительными работами.
Толчком к восстановлению храма послужил визит Раисы Максимовны Горбачевой в период строительства летней резиденции президента СССР. Супруга президента сразу же предложила восстановить храм и дала соответствующие указания.
К столетию храма Воскресения Христова в 1992 году, стараниями бригады реставраторов поставлены новые медные купола с золочеными крестами. И.В. Пархитько заказал и оплатил церковные колокола. Черноморский флот подарил колокол 1862 года весом 200 пудов с маяка Сарыч, ставший гордостью звонницы. Был расписан алтарь, купол, паруса храма, засияли в окнах цветные витражи.
22 апреля 2004 года во время посещения Форосской церкви бывший президент Украины Леонид Кучма дал поручение относительно её восстановления на уровне лучших храмов Украины.
С 1 июня по 28 июля 2004 года здесь велись ремонтно-реставрационные работы. В частности, был обновлён внешний вид фасадов, отремонтирован мозаичный пол, полностью заменены витражи, система отопления и электро-обеспечения, проведены работы по внутренней росписи и позолоте интерьеров храма, выполнена реставрация и восстановлено каменное ограждение вокруг территории церкви.
4 августа 2004 года церковь Воскресения Христова была открыта, в церемонии её открытия принимал участие бывший президент Украины Леонид Кучма. Он также принял участие в первом богослужении в новом храме, которое провёл митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Бывший глава государства подарил Форосской церкви икону Божьей Матери, отметив при этом, что это подарок «в честь возвращения храму первозданного вида».
Композиции в кругах Преображение Христово и Покрова Богородицы созданы художником А. С. Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика Воскресение Христово на фасаде алтарной апсиды созданы художником А. И. Петровой в 2004 году, мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша.
Гора Форос. Вид с Красной скалы.
|