Его
жизнь, его духовный подвиг раскрывают глубинные пласты нашей внутренней
духовности, дают ответы на многие спорные вопросы в христианстве, открывают врата
великих тайн Божьей премудрости, правды, добавляют силу и крепость сердцу, веру
жизни.
Святой
Антоний происходил из зажиточной александрийской семьи. Он с ранней юности стремился
к духовной жизни. Житейские заботы, не обещавшие ничего, кроме бесплодного
мучительного беспокойства, вызывали у него отвращение. После мучительных
колебаний, раздумий и поисков он сделал свой выбор.
Услышанные
в храме евангельские слова «раздай все» определили его дальнейшую судьбу.
Продав имение и раздав деньги нищим, Антоний покинул город и удалился к
старцу-отшельнику. Но, стремясь к полному уединению, Антоний поселился в пустой
гробнице, в отдаленной местности, где стал проводить дни в молитве, посте и
размышлениях. Однако не следует полагать, что жизнь Антония ограничивалась
молитвой. По словам современников, он «праздности терпеть не мог, и работа не
выходила из его рук почти весь день». Антоний считал труд составной частью
монашеского подвига, и друзьям, которые два раза в год приносили ему хлеб, он
взамен отдавал сделанные им корзины. Но путь в Царство Божие был для Антония
нелегким. Его мучили сомнения и сожаления об оставленном мире, видения и
демоны искушали его, обещая мирские наслаждения. В холодные звездные ночи,
когда тени бежали по молчаливой пустыне, Антония охватывал ужас. Ему казалось,
что враг наступает на него, давит со всех сторон. Дикий вой и хохот шакалов в
ночном мраке, казалось, исходили от самого дьявола. От страшных звуков, образов,
картин, которые представлялись его взору, он не раз терял сознание и порой лишь приход
друзей приводил его в чувство. Иногда в душе зарождалось искушение: не
покинуть ли эту ужасную пустыню, эту суровую обитель, полную таинственных
звуков и ужасных призраков? Ведь в городе его ждали люди, он мог дать им
утешение и избавиться от духовной пытки. Но святой не сдавался. Антоний полагал,
что остановка на полпути будет означать победу тьмы, и принял вызов. Постепенно
он укрепился в духовной жизни, и искушения перестали мучить его. Слава о необыкновенном
отшельнике стала распространяться по всему Египту.
К нему начали приходить ученики
из самых дальних краев, а некоторые пожелали поселиться неподалеку, чтобы под
его руководством вести отшельническую жизнь. Так, в 305 году вокруг Антония
образовалась первая монашеская община. Антоний не оставил подробных наставлений
о монашеской жизни, но всей своей жизнью заповедал ученикам отречься от земных
благ, полностью предаться Воле Божьей, посвящать каждый день труду и молитве.
К Антонию стали приходить за советом люди всех сословий, даже язычники желали
получить от него наставления. Обращался к нему и сам император Константин.
Будучи человеком образованным, Антоний хорошо знал проблемы мира и Церкви.
Несколько раз он покидал пустыню: в 311 году, во время гонений за веру при
императоре Максимине, он появился в Александрии, чтобы ободрить единоверцев,
а в 351 году — чтобы поддержать православных в борьбе с арианами. Таким
образом, Антоний не замыкался целиком в отшельничестве, а делился обретенным
духовным опытом с миром. Прожив в пустыне более 85 лет, Антоний мирно
скончался в возрасте 105 лет. Антоний Великий основал отшельническое
(анахоретское) монашество. По установленному им порядку подвижники, под руководством
опытного наставника, жили уединенной жизнью в отдельных хижинах или пещерах.
Такие общины подвижников назывались лаврами (отсюда сохранившиеся до сих пор
названия крупных православных монастырей, например, Киево-Печерская лавра и
др.).
Первые монахи, удалившись от греховного мира, стремились очистить душу
перед богом, принести покаяние за себя и за всех людей. Они вели аскетическую
жизнь, наполненную трудом и молитвой, а свободное время уделяли чтению
Священного Писания. Но многим из них этого казалось мало: в надежде обрести
духовное прозрение и прощение у Господа, получить блаженство на небесах, они по
собственной воле подвергали себя «подвижничеству во славу Божию» — самым
суровым лишениям и истязаниям. Некоторые монахи практиковали такие формы
подвижничества, как почти полный отказ от пищи, ношение тяжелых цепей-вериг,
отдание себя на съедение гнусу и комару и т. Д. Часто такие самоистязания переходили
все разумные пределы. : Известный святой, аскет Симеон Столпник, несколько
месяцев жил закопанный по шею в землю, а потом провел более 35 лет на верхушке
восемнадцатиметровой колонны — столпа.
Отшельник Аммон был известен
тем, что с начала отшельничества ни разу не раздевался и не мылся. И хотя чувства
и стремления этих подвижников можно понять, вряд ли подобное самоумерщвление
плоти есть путь к Божественной гармонии в человеке — гармонии, предполагающей
единство души и тела.
Следует признать, что, хотя
многие из учителей Церкви, даже самых выдающихся, приветствовали такого рода
крайний аскетизм, в целом он был Церковью отвергнут. Жизнь духа и плоти должна
подвергаться строгому контролю воли и разума и не выходить за разумные пределы.
В противном случае чрезмерный аскетизм может привести и приводил не только к
высотам духовного прозрения, но зачастую и к крайне негативным результатам.
Основная цель аскетизма — очищение сердца, и подвижники только временно
отгораживались от жизни, чтобы достичь ее. Извращение идей аскетизма, их
абсолютизация возводили этот уход от жизни в постоянный принцип. Проклятия
огульно обрушивались на все, что было ценного в наследии прошлого и в мирской жизни
настоящего. Не случайно крайний аскетизм часто практиковался
христианами-фанатиками, которые порой не останавливались ни перед чем, даже перед убийством людей, в которых
им виделись враги Христа. Такая нетерпимость и фанатизм совершенно чужды
истинному духу Церкви. Жизнь во Христе возможна лишь там, где она открыта
человеческой свободе и культуре. И все лучшее, что было создано человеком,
Церковь призвана сохранить и пронести
через тысячелетия. |