АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гг. до н. э.) Его называют подлинным учителем человечества. Ученик Платона, основатель наук
логики и психологии, Философ, воспитатель Александра
Македонского, Аристотель известен и как автор трудов по теории государства.
Каждый гражданин должен по мере возможности
направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над
своим собственным государством.
...Наблюдая
за достойным человеком, судят о нем по его делам, поскольку иначе невозможно
обнаружить, какому выбору он следовал.
...Порядочный
человек — это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет законное
право.
Везение — это удачи, к которым непричастен испытующий
разум.
...Власть над свободными людьми более
прекрасна и более соответствует добродетели, нежели господство над рабами.
...Свобода ...толкуется как возможность делать
всякому что угодно. Вот и живет в такого рода демократиях каждый по своему
желанию... Но это плохо: ведь следует считать жизнь, согласующуюся с
государственным строем, не рабством, но спасением.
Существует много разновидностей властвующих и
подчиненных, однако чем выше стоят подчиненные, тем более совершенна сама
власть над ними...
...Большинство тиранов вышли, собственно
говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что чернили
знатных.
Быть в некоторой зависимости от других и не
иметь возможности делать все, что тебе заблагорассудится,— дело полезное: ведь
предоставление каждому возможности поступать по его желанию не может оберегать
против того дурного, что заложено в каждом человеке.
...Даже те люди, которые стремятся к благой
жизни, ищут того, что доставляет им физические наслаждения, и так как, по их
представлению, средства для осуществления этого дает собственность, то вся
деятельность таких людей направляется на наживу.
...Политика не
создает людей, но берет их такими, какими их создала природа.
К тому, что
составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая
забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее
заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это
касается каждого.
Истинный друг
народа должен смотреть за тем, чтобы народные массы не были в слишком
бедственном имущественном положении, которое ведет к тому, что демократический
строй становится никуда не годным.
...Бедность —
источник возмущений и преступлений.
Относительно же избрания должностных лиц нужно
еще заметить, что, когда выборы происходят из намеченных заранее кандидатов,
создается опасное положение: если известное число лиц, даже и небольшое,
захотят войти между собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так,
как они того пожелают.
...Если
бы даже кто-нибудь установил умеренную собственность для всех, пользы от этого
не было бы никакой, потому что скорее уж следует уравнивать человеческие
вожделения, а не собственность.
...Толпа
затевает распри из-за имущественного неравенства, а люди образованные — из-за
почестей в том случае, если последние будут для всех одинаковыми.
Величайшие преступления совершаются из-за
стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.
...Те, которые
чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше
тех, которые имеют частную собственность...
Отрицательной
стороной можно считать и то, что одному человеку предоставлена возможность
занимать одновременно несколько должностей... Однако всякое дело лучше всего
исполняется одним человеком. С этим обязательно должен считаться
законодатель...
Общепризнано,
что в том государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны
быть свободны от забот о предметах первой необходимости.
...В чем
разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами?
Результат получается один и тот же.
Нравственная
добродетель состоит в обладании серединой... между двумя пороками, один из
которых состоит в избытке, а другой — в недостатке...
Эгоизм
заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой
любви.
Способность
властвовать и подчиняться заслуживает похвалы, и добродетель гражданина,
по-видимому, и заключается в способности прекрасно и властвовать, и
подчиняться.
В настоящее
время из-за выгод, связанных с общественным делом и нахождением у власти, все
желают непрерывно обладать ею, как если бы те, кто стоит у власти,
пользовались постоянным цветущим здоровьем, невзирая на свою болезненность...
Государство
создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы
жить счастливо...
Законы следует
издавать... применяясь к данному государственному строю, а не, наоборот,
подгонять государственное устройство к законам.
В тех демократических государствах, где
решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят
лучшие граждане; но там, где верховная власть основана не на законах,
появляются демагоги.
...Те, кто губит
состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в
сущности, разрушают государственный строй.
Никакой пользы
не принесут самые полезные законы, единогласно одобренные всеми причастными к
управлению государством, если граждане не будут приучены к государственному
порядку и в духе его воспитаны...
Не разум —
начало и руководитель добродетели, а, скорее, движение чувств. Сначала должен
возникнуть какой-то неосмысленный порыв к прекрасному, а затем уже разум
произносит приговор и судит -----------
...Совершенно
невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным
Назначение
человека выполняется благодаря рассудительности и нpавственной добродетели: ведь добродетель делает правильной
цель, а рассудительность — средства для ее достижения.
Кто двигается вперед в науках, но отстает в
нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Благодаря одному только знанию того, что
добродетельно и прекрасно, мы ничуть не способнее к осуществлению того же в
поступках, точно так, как не становятся здоровее и закаленнее, зная, что такое
«здоровье» и «закалка».
|